ИЛИЯ ДИАКОН

ИЛИЯ ДИАКОН – преподобный Грузинской православной церкви (память в Грузинской церкви 4 января, вместе с 12 сирийскими отцами, основателями монашества в Грузии), сподвижник и ученик Иоанна Зедазнийского (Зедазнели; середина – вторая половина VI в.). Имя Илии Диакона неоднократно упоминается во всех трёх редакциях Жития преподобного Иоанна (кименная редакция (нет окончания), X в.; первая метафрастическая редакция конца XI в. (нет окончания), 1479–1495 гг.; вторая метафрастическая редакция, как предполагают исследователи, XII в.; семь рукописей XVIII в.), а также в метафрастической редакции XIII в. Жития преподобных Шио Мгвимского и Евагрия Шиомгвимского (1713 г.; 12 рукописей XVIII–XIX вв.). В источниках сказано, что сирийские монахи обосновались близ древнегрузинской столицы Мцхеты на горе Задени, где основали монастырь Зедазени. Спустя некоторое время преподобному Иоанну явились во сне Пресвятая Богородица и равноапостольная Нина и повелели разослать учеников в разные места Восточной Грузии, с тем, чтобы они основывали на месте своего подвижничества монастыри. Но Илию Диакона, который «был ему утешением и опорой в немощи его», Иоанн «оставил при себе». На горе Задени не было источников, и Илия Диакон носил воду из реки Арагви, ежедневно спускаясь к подножию горы. Наблюдая за тяжёлым трудом ученика, Иоанн молил Бога о чуде, и оно свершилось: на вершине горы забил источник с целебной водой. Сюда на излечение стали привозить больных. К источнику также приходили животные. Среди них был медведь «необыкновенной величины». Илия Диакон поведал о звере Иоанну, и тот последовал за учеником к источнику. Увидев пьющего воду медведя, Иоанн сказал ему: «Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но, говорю тебе, чтоб ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять какого-либо вреда». С тех пор, как сказано в Житии, больше никто из диких зверей на горе не трогал человека. Позже для сбора воды в 5 м от церкви Зедазени был сооружён небольшой резервуар. Источник, вода которого «собирается в каменном бассейне... и этой водой лечат недуги», упоминает историк XVIII в. Вахушти Багратиони; Михаил Павлович Сабинин (монах Геброн) описывает чудесные явления, происходившие у источника в XIX в. Илия Диакон часто сопровождал Иоанна, когда он «навещал учеников своих, дабы не ослабевали они духом», а также был свидетелем чудес, которые творили учитель и его ученики Шио Мгвимский и Иессей Цилканский. Илия Диакон, Фаддей Степанцминдский (в источнике – Тата) и другие ученики, «которые были ещё живы», присутствовали при кончине преподобного Иоанна. Однако вопреки воле почившего, завещавшего похоронить его в пещере на горе Задени, на месте, где он совершал духовные подвиги, Илия Диакон и преподобный Фаддей «соорудили честную раку» и погребли тело учителя в основанном Фаддеем монастыре Нижний Задени. Вскоре после этого началось землетрясение, оно завершилось лишь после того, как мощи святого перенесли в пещеру (позже, предположительно в конце VI – начале VII в. здесь была выстроена церковь). После кончины Иоанна Илия Диакон стал настоятелем Зедазени. Погребён подле преподобного Иоанна; к лику святых причислен в древности.

 
PR-CY.ru