ИЛИЯ I

ИЛИЯ I (ум. в 1049 г.) – католикос-патриарх Церкви Востока (с 16 июня 1028 г.). Родился в городе Карка-де-Геддан в области Бет-Гармай. Отроком пришёл в Багдад, обучался в Мадаине (Селевкии), там же был рукоположён во иерея. В молодости был близок к семейству Бану-ль-Джамаль и принял его родовое имя. Рукоположён во епископа Тирхана, входившего в состав «великой епархии» Бет-Арамайе. После смерти католикоса Ишоява IV из-за междоусобиц буидских правителей, когда подверглись разграблению патриаршая келья и резиденция в Дар-эр-Руме, выборы его преемника не проводились три года; местоблюстителем был епископ Нуманийский Иезекииль (по другим сведениям, Илия). Ситуация стабилизировалась с приходом к власти эмира Джалал ад-Даулы. Иерархи смогли собраться в Дар-эр-Руме для избрания католикоса (февраль 1028 г.), которым стал престарелый Илия. Интронизация состоялась в Мадаине. Ещё до принятия епископского сана Илия I написал грамматику сирийского языка (по сути, собрание филологических рассуждений), в которой в противовес доминировавшей эллинистической традиции впервые попытался применить методологию и терминологию арабских языковедов. Составил трактат о диакритических точках и знаках препинания, где насчитал 30 акцентов; впоследствии этот трактат использовал в своей грамматике Иоанн бар Зоби (XII–XIII вв.). Илие I принадлежит окончательная редакция свода постановлений Соборов, созванных при католикосах и епископах – от Исаака до Хнанишо (IV–IX вв.), и посланий выдающихся деятелей Церкви Востока. В 1043 г. секретарь Илии I Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки перевёл этот свод на арабский язык, позднее в переработке Илии бар Шинайи его включил в «Номоканон» Авдишо бар Бриха. Илие I также приписывается авторство богословского компендиума «Основы религии» в 22 главах на арабском языке (иногда атрибутируется католикосам Илии II или Илии III) и составление чина литургии. Сохранилось (отчасти в переработке Илии бар Шинайи) несколько сочинений Илии I по гражданскому праву (право наследования, брачное право), где прослеживается влияние римско-византийских юридических представлений.

 
PR-CY.ru