ИЕРУСАЛИМ

ИЕРУСАЛИМ – женский действующий монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Принадлежит Фиванской и Ливадийской митрополии Элладской православной церкви. Расположен в Беотии, на высоте около 900 м в восточной части горного массива Парнас, в 8 км к западу от городка Давлия. Основан в конце XI в. (1080 или 1088 г.) как мужской монастырь. Название монастыря происходит или от имени веррийской мученицы Иерусалим (память в Греческой церкви 4 сентября), проповедовавшей в этих местах, или от находившегося здесь подворья, принадлежавшего иерусалимским (святогробским) монахам. Согласно надписи над северо-восточными воротами, в 1710 г. была произведена реставрация соборного храма (кафоликона) или монастыря. В середине XVIII в. Иерусалим находился в затруднительном положении и искал покровительства у монастыря великомученицы Екатерины на Синае, который имел особую грамоту Мухаммада о неприкосновенности церковных имений и об освобождении от податей не только для себя, но и для своих подворий. Сохранились документы, свидетельствующие о переходе Иерусалима в подчинение Синайского монастыря: прошение братии монастыря к Синайскому архиепископу Кириллу V от 1 января 1766 г. и ответное письмо, написанное в Константинополе 1 марта 1766 г. (сохранился греческий перевод постановления кади Ливадии о переходе Иерусалима под покровительство монастыря великомученицы Екатерины на Синае за 1766 г.). В результате религиозной нетерпимости турок после побед русского флота под командованием Алексея Григорьевича Орлова в 1770 г. Иерусалим был разрушен, и потребовались определённые усилия для получения султанских фирманов о восстановлении привилегий монастыря и его скорейшей реконструкции. В духовном возрождении Иерусалима большую роль сыграл синайский монах протосинкелл Герасим, который поддерживал связь между Константинополем, монастырём великомученицы Екатерины на Синае и Иерусалимом, заботясь о его духовном развитии. Герасим обладал поэтическим даром, изучал древние христианские тексты, составлял эпиграммы, перелагал святоотеческие сочинения и гномы Фокилида. Исследователи полагают, что ему же принадлежат некоторые переписанные им нравственные наставления в форме акростихов. В одной рукописи 1719 г. содержатся стихотворные гимны, подписанные Герасимом и воспевающие Христа, Пресвятую Богородицу, пророка Моисея, а также беседы и письма, касающиеся монастыря великомученицы Екатерины на Синае и Иерусалима. Со временем Иерусалим расширился, увеличилось число монахов и служащих; монастырь стал очагом народного просвещения. В период Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 гг. Иерусалим помогал повстанцам Центральной Греции.

 



 
PR-CY.ru