«ИЗМАРАГД»

«ИЗМАРАГД» – древнерусский четий некалендарный дидактический сборник относительно устойчивого состава. Основные темы статей «Измарагда» – наставление в благочестии, польза «почитания книжного», регламентация семейного уклада, обличение пороков и др. «Измарагд» сформировался в русской письменности на основе сложившегося к XIV в. корпуса учительных гомилий – переводных византийских, а также южнославянских и древнерусских. Значительная часть статей «Измарагда» надписана именами раннехристианских авторов: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина и др., однако исследователи установили, что большинство поучений сборника создано и обработано южнославянскими и русскими книжниками: Климентом Охридским, Серапионом Владимирским, Иоанном (Илиёй) и др., многие произведения анонимны. Исследователям известно не менее 150 списков «Измарагда» XIV–XIX вв. Рукописная традиция сборника в полной мере не исследована, отсутствует научное издание. Не до конца решены основные проблемы литературной истории «Измарагда»: время и социальная среда происхождения, соотношение постоянной и изменяемой частей сборника, связь с другими четьими сборниками и др. «Измарагд» был открыт Александром Христофоровичем Востоковым. Первым вопросы литературной истории сборника поставил В.А. Яковлев, который выделил две основные редакции «Измарагда». По его мнению, первая редакция в составе 88 глав появилась в XIV в. среди белого духовенства, вторая редакция из 165 глав была составлена в конце XV в. С мнением ряда учёных о связи древнейшей редакции с новгородско-псковским движением стригольников полемизировали позднейшие исследователи. Устойчивый состав статей первой (древнейшей) редакции включает 92 главы (наилучшим образом эта часть представлена в списке Российской государственной библиотеки, середина XVI в.; древнейший пергаменный список редакции – Российской государственной библиотеки, вторая половина XIV в.). По мнению исследователей, непосредственным источником древнейшей редакции «Измарагда» были древнерусские учительные сборники неустойчивого состава XI–XIV вв. Формирование данной редакции исследователи относят ко времени не раньше последней четверти XIII в. (в сборник включены сочинения Владимирского епископа Серапиона, скончавшегося в 1275 г.) и не позднее конца XIV в. (датировка старшего списка). Исследователи полагают, что редакция была создана во второй половине XIV в. объединением некалендарного четьего сборника для мирян (главы 1–70 «Измарагда») и сборника канонических установлений и триодных гомилий, предназначенного для священников (главы 71–92 «Измарагда»). Между разделами сохранился текстологический «шов» – послесловие к первому разделу («И мъного ти бых, брате, писал, но доволеет ти и малое се, аще исправиши, нежели многая словеса, почитающе, в небрежении покладати»).

 



 
PR-CY.ru