ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Портаитисса, Вратарница (празднование 12 февраля, во вторник Светлой седмицы – обретение, 13 октября – перенесение в Москву в 1648 г., в некоторых календарях дополнительно 31 марта и 27 апреля) – одна из самых чтимых святынь христианского Востока. Возникновение почитания Иверской иконы, согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества. Название икона получила по месту пребывания в Иверском монастыре на Афоне, где она раньше помещалась над главными вратами обители, отсюда её греческое наименование – «Портаитисса» (русское – «Вратарница»). Современные исследователи датируют Иверскую икону первой половиной XI или началом XII в.; Никодим Павлович Кондаков относил её к XII в. Икона является большим моленным образом (137х87 см). По мнению Нэнси Паттерсон-Шевченко, перед ней, согласно византийской традиции, помещалась малая икона-список, предназначенная для совершения проскинесиса. Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «Милостивая». Доска вытянутая, фигуры заполняют почти всё пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в лёгком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперёд к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Её мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI–XII вв. Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлён вперёд, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью исследователи называют изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания» об иконе. В начале XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золочёным окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По мнению исследователей, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле – вкладная надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили (Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре), а я, раб Твой и лишённый всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

 



 
PR-CY.ru