ИВАНОВ Михаил Михайлович

ИВАНОВ Михаил Михайлович (1849–1927 гг.) – русский музыкальный критик, переводчик, композитор. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт, во время учёбы пел в хорах Бесплатной музыкальной школы и Русского музыкального общества, затем всецело посвятил себя музыке. Около года учился в Москве у Александра Ивановича Дюбюка (фортепиано) и Петра Ильича Чайковского (композиция), в 1870–1875 гг. – в Италии у Джованни Сгамбати (фортепиано и сочинение). Вернувшись в Россию, с 1875 г. выступал в качестве музыкального критика в санкт-петербургских периодических изданиях «Всемирная иллюстрация», «Музыкальный листок», «Музыкальный мир», «Пчела», «Новь», «Нувеллист», «Воскресный листок музыки и объявлений». В 1880–1917 гг. заведовал музыкальным отделом газеты «Новое время», где еженедельно публиковал фельетоны и обзоры под названием «Музыкальные наброски». В 1918 г. эмигрировал в Италию. В начале карьеры музыкального критика М.М. Иванов приветствовал творчество композиторов «Могучей кучки», однако в 1880 гг. примкнул к группе консервативных музыкальных критиков, став одиозной фигурой санкт-петербургского музыкального мира. В статьях, нередко отличавшихся необъективностью и поверхностностью суждений, выступал против новых, самобытных явлений русской музыки, в связи с чем был «постоянной мишенью для атак» Владимира Васильевича Стасова, который отстаивал творчество «кучкистов» «от нападок Иванова и его коллег». Вместе с тем статьи М.М. Иванова, которые публиковались на протяжении почти сорока лет, содержат большой фактический материал о музыкальной жизни России того времени. М.М. Иванов нередко выступал со статьями, посвящёнными духовным концертам, например, «Юбилейный концерт А.А. Архангельского и его хора» («Новое время». 1903 г.). Концерт Синодального хора в Санкт-Петербурге дал М.М. Иванову повод критически высказаться о новых программах Синодального училища, которые «становятся слишком энциклопедичными, вдаются в подробности, бесполезные для дела». В статьях «Московский съезд хоровых деятелей», «Новый вопрос для Православной Церкви» и «Музыка в православных храмах» выразил сочувствие идеям учителя пения и регента В.В. Уварова-Надина, выступавшего за введение инструментов в православное богослужение; М.М. Иванов видел в этом возможность «хотя бы только с чисто внешней стороны сблизить все христианские церкви».

 



 
PR-CY.ru