«ИСАГОГА»

«ИСАГОГА» – византийский правовой памятник; название означает «введение в закон(одательство)». В научной литературе «Исагога» традиционно именовалась «Эпанагогой». Такое название было заимствовано из одной поздней рукописи «Исагоги», где появилось, как полагают исследователи, в результате ошибки писца; во всех остальных рукописях памятник называется «Исагога». Термин «исагога» возник ещё в дохристианскую эпоху и впоследствии получил широкое распространение в христианской литературе (богословской и юридической). Для исследователей остаётся дискуссионным вопрос, была ли «Исагога» издана в качестве законодательного сборника или же осталась законопроектом? Однако её влияние на последующую византийскую правовую традицию бесспорно. «Исагога» возникла в ходе «очищения древних законов», предпринятого императором Василием I Македонянином (867–886 гг.) и означавшего возврат к нормам законодательства императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.), которое было противопоставлено «Эклоге» как законодательному сборнику императоров-иконоборцев (см. Анакатарсис). В основе «Исагоги» лежат, главным образом, «Дигесты», «Новеллы» и «Кодекс» Юстиниана; «Институции» использованы в меньшей степени. В то же время «Исагога» была составлена с учётом новых правовых реалий, в связи с чем в ней использован ряд норм «Эклоги». По мнению исследователей, заимствование в «Исагоге» законодательства иконоборцев особенно ощущается в области наследования по завещанию и в имущественных отношениях супругов. На «Исагогу» также повлияли некоторые церковные каноны. Исследователи считают весьма вероятным, что в составлении «Исагоги» участвовал Константинопольский патриарх Фотий. Ему, скорее всего, принадлежат предисловие к «Исагоге» и первые три титула сборника. В частности, высказывания в предисловии о манихейской ереси близки к тому, что говорится о манихеях в сочинениях Фотия. Правовое положение Константинопольского патриарха, закреплённое в «Исагоге», вполне соответствует церковно-политическим взглядам Фотия. В одной из рукописей правового сборника «Epitome legum» (XII в.) есть две схолии, приписанные Фотию. Авторство Фотия исследователи подтверждают также сходством языка и стиля бесспорно принадлежащих ему произведений и «Исагоги». Вопросы о месте «Исагоги» в кодификационной программе императоров Македонской династии (прежде всего, о соотношении «Исагоги» с «Прохироном» и о наличии у «Исагоги» законной силы) остаются для исследователей дискуссионными. «Исагога», как сказано в заглавии сборника, издана императорами «Василием, Львом и Александром», т.е. Василием I Македонянином и его сыновьями – Львом VI Мудрым (886–912 гг.) и Александром. Поскольку они оба были соправителями своего отца в 879–886 гг., составление «Исагоги» исследователи относят к этому периоду (до 29 августа 886 г., когда умер Василий I Македонянин). Согласно Карлу Эдуарду Цахарие фон Лингенталю, «Исагога» возникла в 884–886 гг.; Т. ван Бохове предлагает датировать «Исагогу» 880–883 гг.; Андреас Шминк настаивает на 885 или даже на 886 г. Традиционно «Исагога» считалась вторым изданием «Прохирона», однако ещё в XIX в. исследователи заметили, что порядок титулов и глав в двух сборниках различен, и что в «Исагоге» есть целые титулы, отсутствующие в «Прохироне».

 



 
PR-CY.ru