ИСААК АНТИОХИЙСКИЙ, Исхак Великий

ИСААК АНТИОХИЙСКИЙ, Исхак Великий – условное наименование группы одноимённых сирийских авторов V–VI вв. Корпус произведений, известных под именем Исаака Антиохийского, включает тексты, неоднородные по стилю, тематике и богословской направленности, что свидетельствует об их принадлежности нескольким авторам. На основании письма Иакова Эдесского (около 633 – 708 гг.) Иоанну Стилиту (Столпнику) из Литарбы современные исследователи обычно атрибутируют эти произведения трём авторам, сведения о которых в средневековых источниках не всегда однозначны. Исаак (ум. около 460 г.) из Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), именуемый учеником Ефрема Сирина (Мар Афрема; около 306 – 373 гг.; учитывая хронологическую удалённость, ученичество здесь исследователи понимают не в буквальном смысле). В начале V в. он путешествовал в Рим; автор хроники Псевдо-Дионисия Телль-Махрского (VIII в.) упоминает среди произведений Исаака стихи, посвящённые так называемым Столетним играм (ludi saeculares) в Риме (404 г.) и взятию города Аларихом (410 г.). На обратном пути Исаак некоторое время провёл в Константинополе, где по неизвестной причине был заключён в тюрьму. Когда вернулся в Амиду, был рукоположён во пресвитера, жил в родном городе. Согласно хронике Псевдо-Захарии Ритора (середина VI в.), Исаак был монахом; по уточнению автора «Эдесской хроники» (VI в.) и яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.) – архимандритом. По свидетельству Геннадия Марсельского (вторая половина V в.), одно из сочинений Исаак посвятил землетрясению в Антиохии (14 сентября 458 г.; поэма не сохранилась). В большинстве средневековых источников, содержащих упоминания об Исааке Антиохийском (у Григория Бар Эвройо, Бутроса ибн ар-Рахиба, Георгия аль-Макина и др.), имеется в виду именно он. Священник из Эдессы Исаак, именуемый Антиохийским из-за участия в богословских спорах в Антиохии при патриархе Петре Гнафевсе (485–489 гг.); монофизит, автор мемры о попугае, воспевшем Трисвятое с прибавкой «распныйся за ны». Исаак из Эдессы, перешедший при епископе Асклепии (522–525 гг.) из монофизитства в православие. Некоторые исследователи сомневаются в его авторстве каких-либо частей литературного корпуса. По предположению Себастьяна Брока, ряд произведений Исаака Антиохийского может принадлежать поэту Исааку Отшельнику, жившему в конце V – начале VI вв. Т. Бу-Мансур считает возможным существование ещё, по меньшей мере, трёх авторов корпуса, один из которых православный. Память Исаака Антиохийского отмечена в некоторых средневековых Минологиях Сирийской яковитской церкви вместе с памятью Ефрема Сирина под 19 или 20 февраля. В начале XVIII в. Иосиф Симон Ассемани констатировал почитание Исаака Антиохийского сирийцами всех конфессий: маронитами – 20 ноября, яковитами – 14 октября, несторианами – в пятницу пятой седмицы после Богоявления (память всех сирийских учителей; однако почитание Исаака Антиохийского несторианами не подтверждается текстом Худры). В современных церковных календарях память Исаака Антиохийского отсутствует. Корпус Исаака Антиохийского включает более 200 поэтических произведений, принадлежащих к традиционным жанрам сирийской гимнографии: мемре (гомилии), мадрашу (гимну), согите (аналогу византийского кондака) и тешбохте (хвале), а также несколько диалогов, молитв (сохранились на арабском языке) и др. В XI в. яковитский патриарх Иоанн X бар Шушан (ум. в 1072 г.) собрал вместе 60 произведений Исаака Антиохийского, объединив их с сочинениями Ефрема Сирина (он считал Исаака Антиохийского учеником Зиновия, который, в свою очередь, был учеником преподобного Ефрема). В начале XVIII в. И.С. Ассемани составил обзор части корпуса Исаака Антиохийского из рукописей Ватиканской библиотеки с указанием названий и инципитов 104 произведений.

 



 
PR-CY.ru