ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ АНТИФОНЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ АНТИФОНЫ – термин, употребляемый в литературе XIX–XX вв., посвящённой толкованию богослужебного устава, для обозначения Пс. 102, 45 и блаженн (Мф. 5:3–12), исполняемых в начале полной литургии (Иоанна Златоуста и Василия Великого) вместо антифонов (вседневных или праздничных). В богослужебных книгах термин «изобразительные антифоны» не употребляется, псалмы и блаженны в начале литургии называются «изобразительная», что противопоставляется «антифонам». Первоначально изобразительные антифоны входили в последование изобразительных – древний палестинский чин келейного самопричащения запасными Святыми Дарами. Изобразительные антифоны становятся начальной частью византийского чина литургии в результате студийского синтеза VIII–IX вв., в ходе которого произошло объединение элементов палестинской и византийской богослужебных традиций. Суточные службы палестинского Часослова заменили собой службы византийского «песненного последования». Поскольку келлиотский чин самопричащения (т.е. «изобразительны») из палестинского Часослова в практике киновиального константинопольского монашества не был востребован, он был включён в чин Божественной литургии. Так в византийском богослужении в начале литургии наряду с использованием традиционных константинопольских антифонов стали употребляться изобразительные антифоны. Тогда же произошло оформление заключительной части чина литургии. В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов изобразительные антифоны являются элементами как будничного, так и праздничного богослужения: в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., предполагающем вседневное использование изобразительных антифонов, византийские вседневные антифоны из Пс. 91, 92, 94 могут выступать в роли праздничных, например, в неделю Антипасхи. В южно-италийских редакциях Студийского устава изобразительные антифоны используются в будние дни, а антифоны из Пс. 91, 92, 94 – в воскресные. Иерусалимский устав предполагает ежедневное употребление изобразительных антифонов, однако в богослужебной практике православных церквей, использующих Иерусалимский устав, вседневные антифоны (Пс. 91, 92, 94) получили значительное распространение – в современной греческой практике (после 1838 г.) вседневные антифоны употребляются практически каждый день, в Русской церкви до раскола середины XVII в. изобразительные антифоны употреблялись в монастырях, а вседневные антифоны – в приходских и соборных храмах (о существовании подобной практики упоминают рукописи XVI–XVII в., включая певческие Обиходы). В современном Типиконе Русской церкви распределение изобразительных антифонов и вседневных антифонов регулируется главой 21, впервые помещённой в московском издании 1682 г.

 



 
PR-CY.ru