INTERCESSIO

INTERCESSIO (лат. – ходатайство) – в научной литературе название одного из разделов евхаристической молитвы (анафоры), который содержит перечисление имён святых, поминовения живых и усопших верных, церковных иерархов, светских правителей, а также моления о разных нуждах церковной общины. В латинских литургических книгах и у средневековых авторов термин «intercessio» по отношению к евхаристическим молитвам систематически не использовался. Обычно он употреблялся в более широком богословском значении для указания на заступничество святых, Пресвятой Девы Марии или церкви. В качестве термина, обобщающего разнообразные по содержанию моления анафоры, его стали употреблять только учёные XIX–XX вв. Как стабильная часть евхаристической молитвы intercessio появилось в IV в. В более ранних свидетельствах intercessio не зафиксировано, хотя особые прошения о церкви есть уже в молитвах евхаристии из «Дидахе», однако вопрос о назначении этих молитв является предметом научной дискуссии. В классических анафорах местоположение intercessio нестабильно. В большинстве случаев intercessio располагается ближе к концу текста, после освящения Даров, как в западно-сирийских, иерусалимских, армянских и византийских анафорах. В греческих анафорах александрийского типа intercessio располагается в самом начале (такой же порядок сохранился в ряде эфиопских анафор), но в греческих египетских анафорах, не относящихся к александрийскому типу (например, египетская версии анафоры Василия Великого), intercessio расположено в заключительной части молитвы (поэтому в современной коптской практике intercessio переносится в конец молитвы даже в анафоре Кирилла Александрийского / апостола Марка, древнейшей александрийской евхаристической молитве). В западных обрядах ввиду дробности евхаристического канона отдельные части intercessio распределены по всему тексту. В галликанской и испано-мосарабской традициях intercessio находится за пределами евхаристического канона. На основании этого большинство учёных считают intercessio одним из самых поздних по времени происхождения элементов анафоры, который во многих случаях интерполирован в уже сложившиеся тексты молитв. Источником intercessio, как полагают исследователи, являются общие молитвы верных. Intercessio также тесно связано с эволюцией ектений и с появлением в составе литургии такого элемента, как чтение диптихов о живых и об усопших. Структуру intercessio исследователи определяют в самых общих чертах. В большинстве традиций установлен следующий порядок поминовения: сначала прошения о живых, затем перечисление чинов и имён святых, наконец, прошения об усопших. В византийских анафорах Василия Великого и Иоанна Златоуста усопшие поминаются прежде живых (но в первоначальной редакции, по крайней мере, византийские анафоры Василия Великого, intercessio о живых предваряло перечисление чинов и имён святых). Богословское значение intercessio определяется идеей единения всех верных в евхаристии. При этом intercessio не связано с учением об «общении святых» (communio sanctorum), получившим развитие в средневековом богословии (хотя такое выражение встречается, например, в анафоре Василия и в латинских евхаристических молитвах). Наиболее подробный богословский анализ intercessio дан Николаем Кавасилой. В православной традиции intercessio, несмотря на значительную степень фиксации в XVII в., эволюционирует до сих пор (особенно в части прошений о светских властях, что заметно при сравнении изданий Служебника, выходивших до 1917, при советской власти и в последние годы). Византийский период истории intercessio анафоры Василия Великого изучен Иеронимом Энгбердингом, анафоры Иоанна Златоуста – Г. Винклер.

 
PR-CY.ru