ИОАННИКИЙ I, Иоанникий Зограф

ИОАННИКИЙ I, Иоанникий Зограф (1679 или 1695 – 1704 гг.) – митрополит Китийский (Ларнакский). Иоанникий принял монашеский постриг в одном из монастырей Кипра (возможно, в Амасгу Богородицы монастыре) и вёл строгую подвижническую жизнь; был талантливым иконописцем. Однажды некий иерей пришёл к нему с просьбой написать икону св. Фирса. Иоанникий спросил заказчика о чине святости Фирса, но тот не знал этого. Когда настала ночь, Иоанникий обратился с горячей молитвой к св. Фирсу, и тот явился ему во сне в святительских облачениях (речь идёт, по всей видимости, о кипрском святителе Фирсе, епископе Карпасийском). Подпись «иеромонах Иоанникий» или «диакон Иоанникий» встречается на многих иконах XVII–XVIII вв., находящихся в различных кипрских храмах: Пресвятой Богородицы на троне (1670 г.) – в церкви Панагии в Трахони близ Китреи, «Распятие» (1671 г.) – в храме с. Псимолофу, Христа Вседержителя (1672 г.) – в церкви святых Вихиана и Номона в Анайе, Божьей Матери «Одигитрия» (1676 г.) – в церкви первомученицы Фёклы в с. Маркос, Божьей Матери (1676 г.) – в церкви св. Анны в Сиркании близ Китреи, св. Параскевы (1678 г.) – в одноимённой церкви в с. Нису, на царских вратах (1680 г.) – в церкви Спасителя в Лефконико, великомученика Георгия Победоносца (1684 г.) – в соборном храме монастыря великомученика Пантелеимона близ Агрокипьи, Божьей Матери и апостола Иоанна Богослова (1684 г.) – в церкви великомученика Евстафия в Колоси, Спасителя (1686 г.) – в церкви св. Архангела в Лефконико, Божьей Матери (1693 г.) – в церкви Панагии Кафолики в Пелендри (исследователи полагают, что их автором является Иоанникий). Кроме него известны одноимённые кипрские иконописцы Иоанникий, диакон (впоследствии иеромонах), работы которого датируются 1713–1720 гг., и иеромонах Иоанникий из монастыря Ираклидия, работавший в 1730–1760 гг. Желая подражать древним подвижникам, Иоанникий удалился в горы и стал жить отшельником в пещере. Он вкушал лишь раз в неделю немного чёрствого хлеба. После смерти Космы (Маврудиса), митрополита Китийского, жители, узнав о добродетелях монаха-аскета, решили избрать его своим архиереем. По словам монаха Акакия Карпасийского (около 1733 г.), Иоанникий, не желая оставлять подвига пустынножительства, «плакал как дитя, которое забирали от матери». Из титула предшественника Иоанникия I, Космы (Маврудиса), следует, что тот являлся не только Китийским митрополитом, но и Амафунтским. Иоанникий I именуется в источниках митрополитом Лимасольским и Китийским. На то, что в течение некоторого времени Китийский митрополит управлял и Лимасольской епархией, указывает участие Иоанникия I в тяжбе с Александрийским патриархом из-за монастыря Амасгу. Этот монастырь, принадлежавший Лимасольской епархии, в 1630 г. был передан Александрийскому патриархату, а в 1632 г. – в ведение Китийской митрополии. Святитель Герасим II Паллада, Александрийский патриарх (1688–1710 гг.), предъявил свои права на Амасгу, но Иоанникий I ответил ему отказом. Он обратился к Константинопольскому патриарху Каллинику II (1688, 1689–1693, 1694–1702 гг.), и в итоге вопрос о церковном подчинении монастыря решился в пользу киприотов. По свидетельству современников, Иоанникия I как архипастыря характеризовали любовь к ближнему и простота. Преемником Иоанникия I стал его племянник Иоанникий II (1704–1709 гг.), которого он обучил иконописи.

 
PR-CY.ru