ИОАННИКИЙ I

ИОАННИКИЙ I (ум. в 1279 г.) – архиепископ Сербский в 1272–1276 гг. Основные сведения об Иоанникии I сообщает Житие, написанное архиепископом Сербским Даниилом II (1324–1337 гг.) и включённое им в сборник Житий королей и архиепископов сербских. О происхождении Иоанникия I известно лишь то, что он был сыном набожных родителей. Сопровождал своего учителя монаха Савву (впоследствии архиепископ Сербский Савва II) в паломничество на Святую землю; во время продолжительного пребывания в Иерусалиме был рукоположён во диакона и во пресвитера. На обратном пути посетил афонский монастырь Хиландар, где подвергся нападению пиратов. Около 1254 г. вместе с монахом Саввой вернулся в Сербию, но вскоре ушёл в Хиландар, где около 1255/1256 г. стал экономом, а около 1257 г. – игуменом. При нём обитель пользовалась покровительством сербского короля Стефана Уроша I, и на её территории был выстроен пирг (башня) Преображения. Не позже 1263 г. Иоанникий I добровольно оставил Хиландар и ушёл в Сербию, где королём Урошем I был поставлен игуменом монастыря Студеница, а осенью 1272 г. избран архиепископом Сербским. Слова Жития о том, что Иоанникий I «сохранил неповреждённой православную христианскую веру», вероятно, свидетельствуют о его критическом отношении к Лионской унии (1274 г.), заключённой византийским императором Михаилом VIII Палеологом. Когда король Урош I вынужденно оставил престол и удалился в область Хум, то Иоанникий I в знак преданности королю в 1276 г. отказался от архиепископской кафедры. Его уход стал первым случаем в сербской церковной истории, а преемник на кафедре архиепископ Евстафий I (1279–1286 гг.) был избран только после его смерти. Иоанникий I поселился «в земле Пилотской» (Полат, историческая область в верховьях и среднем течении реки Дрин, к северу от озера Шкодер), где умер и был похоронен. Через два года и девять месяцев Елена Анжуйская, вдова короля Уроша I, в благодарность за преданность перезахоронила его прах в монастыре Сопочани рядом с мужем. Согласно архиепископу Даниилу, Иоанникий I умер 28 мая, а в Типике архиепископа Никодима 1319 г. указывается 27 апреля (рукопись погибла при пожаре в 1941 г.). Возможно, апрельская дата является днём торжественного перезахоронения мощей Иоанникия I в Сопочани. Согласно Житию, останки Иоанникия I были обнаружены «целыми» (нетленными). «Троношский родослов» (XVIII в.) сообщает, что чудотворные мощи Иоанникия I продолжают храниться в «каменном ковчеге» в Сопочани (современное местонахождение мощей неизвестно). Хотя имя Иоанникия I упоминается в службе Собору сербских просветителей и учителей (30 августа), Житие и позднейшие источники не называют его святым и не сообщают о его канонизации. Вероятно, к Иоанникию I, а не к Иоанникию Девичскому относится память под 26 апреля в месяцеслове сербского пергаменного Евангелия 1329 г. из библиотеки афонского монастыря св. Павла (рукопись сгорела в начале XX в., но была известна исследователям XIX в.). Имя Иоанникия I не включено в список Сербских святых.

 
PR-CY.ru