ИГНАТИЙ III Атыйя

ИГНАТИЙ III Атыйя – Антиохийский патриарх (2 мая 1619 г. – конец 1633/начало 1634 г.); по иным данным – с 1614 по 1628 гг. Происходил из Кафр-Бухума (Сирия). В 1590 гг. был секретарём (катибом) ливанского эмира Фахр ад-Дина II Маана (1590–1633 гг.). Исследователи считают несомненным, что по протекции этого влиятельного регионального лидера османской Сирии Игнатий Атыйя был возведён патриархом Иоакимом VI ибн Зияде (1593–1604 гг.) в митрополиты Тира (ныне Сур) и Сидона (ныне Сайда). После изгнания христианами Дамаска патриарха Афанасия II Даббаса (1612–1619 гг.) знатные представители дамасской общины обратились к Игнатию Атыйе с предложением занять патриарший престол. В сопровождении христианских старейшин Дамаска он отправился в Константинополь и был возведён на Антиохийскую кафедру в воскресенье после Недели о самаряныне 1619 г. Константинопольским патриархом Тимофеем II (1612–1620 гг.). Обращаясь к Константинопольскому патриарху, дамасские христиане старались подчеркнуть легитимность поставления Игнатия III Атыйи после свержения прежнего патриарха. Однако триполийская православная община поддержала изгнанного Афанасия II, а после его смерти в начале Великого поста 1619 г. возвела на патриарший престол брата Афанасия II, Кирилла IV (1619–1627 гг.). Хиротония была организована при административной поддержке правителя Северного Ливана эмира Юсуфа Сайфа и прошла в тот же день, что и интронизация Игнатия III Атыйи. Антиохийский патриархат раскололся: епархии Триполийского пашалыка (Триполи, Аккар, Мармарита, Хама, Хомс), управлявшегося кланом Сайфа, приняли сторону Кирилла IV; Дамаск и епископы из владений Фахр ад-Дина (Тир, Сидон, Бейрут) ориентировались на Игнатия III Атыйю. В борьбу Кирилла IV и Игнатия III оказались вовлечены не только сирийские христиане, но и другие патриархи, ливанский эмир и Высокая Порта. Противостояние христианских региональных элит совпало с борьбой феодальных кланов Маанов и Сайфа. В результате дамасская община, до того главенствовавшая в жизни церкви, оказалась резко ослабленной и к началу 1630 гг. уступила первенство халебской, из среды которой в течение последующих сорока лет выходили патриархи, многие архиереи и другие видные церковные деятели. Митрополит Халеба в 1635–1647 гг. носил титул Католикоса и занимал второе место после патриарха. Приблизительно в начале 1620 г. Кириллу IV удалось получить султанский фирман о низложении Игнатия III Атыйи и ссылке его на о-в Кипр. Однако христиане Дамаска с большим трудом смогли привлечь на свою сторону местные власти, и указ был проигнорирован, а Кирилл IV не был допущен в Дамаск. Кирилл IV ездил в Египет, где заручился поддержкой Кирилла III Лукариса, который тогда был Александрийским патриархом (1601/1602 – 1620 гг.); этот союз сохранялся и после восшествия Кирилла Лукариса осенью того же года на Константинопольский престол. Игнатий III Атыйя, опасаясь османских репрессий, не покидал владений Маанов. Эмир Фахр ад-Дин был фактически неподконтролен власти султана; он успешно расширял сферу своего влияния и в 1625 г. окончательно разгромил клан Сайфа. Епископы, выступавшие на стороне патриарха Кирилла IV, подверглись преследованиям. Ещё за год до этих событий патриарх Кирилл IV, чувствуя непрочность своего положения, переселился из Триполи в Халеб. Однако он столкнулся с сопротивлением местной христианской общины и её лидера митрополита Мелетия Карамы (впоследствии Антиохийский патриарх Евфимий II; 1634–1635 гг.), которые признавали своим патриархом Игнатия III Атыйю. В течение четырёх лет Кирилл IV пытался привести к покорности Мелетия Караму и его сторонников, дважды добиваясь тюремного заключения митрополита. В 1627 г. Кирилл IV перебрался в Дамаск, где православная община, разорённая многолетней смутой, была уже не в состоянии ему противодействовать.

 



 
PR-CY.ru