ИОАНН IV

ИОАНН IV (Дионисий) – Антиохийский патриарх (после августа 1056 г. до 15 августа 1057 г.); по иным данным – Иоанн VI, с 1051 по 1062 гг. Период предполагаемого патриаршества Иоанна IV определяется на основании сведений о его предшественнике Петре III (1052–1056 гг.) и преемнике Феодосии III Хрисоверге (1057–1059 гг.). В Родосском синодике (между 1258 и 1261 гг.) между именами Петра III и Феодосия III стоит имя Дионисий. Однако большинство исследователей считали более достоверным свидетельство современника Иоанна IV «Жития преподобного Георгия Святогорца», тем более что в других Синодиках (Критском и Православия) между именами этих двух патриархов вообще нет другого имени. Таким образом, историческая достоверность существования Иоанна IV у исследователей вызывает сомнения. Он упоминается лишь в грузинском «Житии преподобного Георгия Святогорца», составленном его учеником Георгием Мцире в 1066–1068 гг., причём в некоторых рукописях вместо Иоанна IV говорится о патриархе Петре III (по мнению некоторых исследователей, имя Иоанна IV было вставлено в «Житие» вместо имени Пётр по ошибке переписчика). Согласно «Житию», этот патриарх почитал преподобного, некоторое время подвизавшегося в сирийских монастырях, и приглашал его к себе для духовных бесед. Преподобный Георгий оказал патриарху большую поддержку после того, как в Антиохии сгорел подожжённый злоумышленниками кафедральный собор апостола Петра. Из текста «Жития» исследователи делают вывод, что патриарх скончался некоторое время спустя. О пожаре в соборе апостола Петра сообщают также восточно-христианские хронисты – армянский историк Матфей Эдесский (ум. в 1144 г.) и патриарх Сирийской православной церкви Михаил (1166–1199 гг.). Они считают пожар наказанием за преследование яковитов православными во главе с Антиохийским патриархом, которого не называют по имени. Матфей Эдесский относит событие к 1053/1054 г. и сообщает о землетрясении в Антиохии, вслед за которым «огонь с неба» сжёг до основания собор и четыре православные церкви, а патриарх с паствой были поглощены землёй. В общих чертах этот рассказ повторяет армянский историк и богослов Вардан Великий (около 1198 – 1271 гг.). Крупное землетрясение на Востоке в 1052/1053 г. зафиксировано также мусульманским историком Ибн аль-Асиром (1160 – 1233/1234 гг.). Согласно Михаилу Сирийцу, землетрясение было в 1045/1046 г., и «в ту же эпоху» молния ударила в собор во время воскресного богослужения; патриарх и все находившиеся в храме сгорели. Рассказы историков-монофизитов, возможно, отражают бытовавший в Антиохии фольклорный сюжет о наказании православной церкви за преследование яковитов. На повествование Михаила Сирийца могли повлиять схожие обстоятельства смерти Антиохийского патриарха Афанасия I Манасси (1157–1171 гг.).

 
PR-CY.ru