ИАКОВ Заведеев

ИАКОВ Заведеев – один из 12 апостолов, брат евангелиста Иоанна; память 30 апреля; память в Западной церкви 25 июля. В западной традиции для того, чтобы различать Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, последнего называют Старшим. Иаков и его родной брат Иоанн были сыновьями рыбака Зеведея с Геннисаретского озера (Мф. 4:21; Мк. 1:20; Лк. 5:10; Ин. 21:2). Их мать упоминается без имени в Мф. 20:20 и 27:56 – в параллельном последнему месте в Мк. 15:40 она названа Саломеей. Как и его отец и брат, Иаков Заведеев был рыбаком. Иисус Христос призвал его к апостольскому служению сразу после Петра и Андрея, вместе с его братом Иоанном, во время рыбной ловли на берегу Геннисаретского озера. Оставив своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом Христом (Мф. 4:21–22; Мк. 1:19–20). Иакову Заведееву и Иоанну Христос нарёк имя Воанергес – «сыны громовы» (Мк. 3:17). Иаков Заведеев вместе со своим братом Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников Спасителя, участвовавших в чудесной ловле рыбы (Лк. 5:10), в исцелении дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51). Они были свидетелями Его Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33), вместе с Андреем присутствовали при исцелении тёщи апостола Петра в его доме (Мк. 1:29–31) и при беседе о разрушении храма (Мк. 13:3). Впрочем, в этих событиях Иаков Заведеев не играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе (Мк. 10:35–40), что вызвало негодование других 10 учеников. В Евангелии от Луки (9:54) они предлагают Христу низвести огонь на самаритянское селение. В списках апостолов в Новом Завете Иаков Заведеев занимает одно из первых мест: третье (Мф. 10:2; Лк. 6:14) или второе (Мк. 3:17; Деян. 1:13). «В Деяниях апостолов» (1:13–14) сообщается о его участии вместе с другими апостолами в единодушной «молитве и молении» в Иерусалиме после Вознесения Христа. Из Нового Завета об Иакове Заведееве известно, что он был усечён мечом (перед арестом апостола Петра) по повелению Агриппы I Ирода (41–44 гг.) как одного из членов христианской общины Иерусалима, с которой боролся правитель Иудеи (Деян. 12:2–3). Относительно его казни высказывались различные мнения: Й. Блинцлер считает, что к усечению мечом, в согласии со Второзаконием (13:12–15), Иакова Заведеева приговорил просаддукейски настроенный синедрион за совращение народа; О. Кульманн, напротив, предполагает, что он был усечён мечом по римским законам по подозрению в покушении на власть императора. Это сообщение книги «Деяния апостолов» Климент Александрийский (около 150 – около 215 гг.) в «Очерках» (согласно Евсевию Кесарийскому) дополнял взятым из предания известием, что тот, кто ввёл Иакова Заведеева в суд, увидев его свидетельство, обратился и исповедал себя христианином, «так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: “Мир тебе”, – и поцеловал его, и так они вместе были обезглавлены». Исследователи пишут, что эта история получает развитие в апокрифическом латинском «Мученичестве Иакова», которое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия (гл. 8–23). Сохранилась она и в армянском переводе, формирование которого на основании цитат, переведённых с греческого, из Vetus latina и из Вульгаты, относится ко времени между концом II и концом IV в. Здесь анонимный служитель превращается в «фарисейского писца» Иосию, который накинул верёвку на шею Иакова Заведеева и привёл его в преторий, и вводится диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии.

 



 
PR-CY.ru