ИАКОВ

ИАКОВ, Праведный,  «брат Господень», Иаков Младший – один из 70 апостолов Христа, священномученик. Католическая церковь празднует память св. Иакова 1/3 мая, православная церковь – 5 ноября (23 октября по старому стилю – в Соборе 70 апостолов, 4 января – в Неделю по Рождестве Христовом). В евангельской истории не играет никакой роли, но после вознесения Христа оказывается во главе иерусалимской общины и почитается как первый епископ Иерусалима, возглавлявший христианскую общину в течение 30 лет (вместе с Петром и Иоанном); вероятный автор «Послания Иакова». В этом положении главы юной церкви был казнён около 62 г. в Иерусалиме иудеями вовремя национального возбуждения, которое привело к восстанию в 66 г. и разрушению Иерусалима Титом в 70 г. Христиане из иудеев, руководимые Иаковом, отвлекавшие своим учением внимание от борьбы, естественно, представлялись изменниками: они нравственно разоружали нацию в решительный момент её существования. Иаков становится жертвой народного умопомрачения: «Иудеи требовали, чтобы он перед всем народом отрёкся от веры. Когда же Иаков против чаяния начал свободно исповедовать, что Иисус есть Христос, то они не смогли снести свидетельства этого мужа и убили его». Свидетельства о жизни и служении Иакова содержатся в источниках I–IV вв. самого разного достоинства и происхождения: в канонических книгах Нового Завета (Гал. 2:9 и сл.; Деян. 12:17; 15:14 и сл.21:17–18 и сл.), у Иосифа Флавия (около 37 – около 100 гг.), в христианских апокрифах, в гностических трактатах, в сочинениях раннехристианских историков и писателей, в частности, у Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), и в святоотеческих творениях. Канонические тексты, как более древние, и свидетельство Иосифа Флавия, несомненно, носят исторический характер, тогда как памятники более позднего времени передают большей частью легендарные истории. Все источники, несмотря на различие в деталях, отмечают высокий авторитет Иакова в ранней церкви. На каком основании Иаков продвигается вперёд в христианском Иерусалиме? Крохотная община, считавшая себя истинным Израилем, называла Иакова «братом Господним» и поэтому считала его своим главой, наследником Его прав, и это интерпретируется по-разному. Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. Вопрос, кто из них впоследствии стал именоваться Праведным, и в какой именно степени родства состоял Иаков со Спасителем, обсуждался уже в древности. Известны четыре основные точки зрения. В восточной православной традиции принято считать, что Иаков не входил в число 12 апостолов, а потому упоминается в Евангелиях только среди братьев Господних. При этом признаётся, что упоминаемые в Евангелии от Матфея (13:55 и др. местах) братья Иисуса являются детьми праведного Иосифа от первого брака. Наиболее чётко эта точка зрения была выражена Епифанием Кипрским (ум. в 403 г.), а потому в современной науке носит его имя (хотя впервые встречается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»). В критической библеистике такую же позицию отстаивали Дж. Лайтфут, Т. Цан, а из более современных авторов – Ричард Бокем. Одним из аргументов в пользу этой теории является наименование Иисуса Христа «сыном Марии» в Евангелии от Марка (6:3). Поскольку в эту эпоху матрилинейный счёт среди евреев только начинал распространяться, подобное именование имело смысл в том случае, если отец ребёнка не был известен, или нужно было различать детей, имеющих разных матерей, но одного отца.

 



 
PR-CY.ru