ИОАКИМ III Деведзис

ИОАКИМ III Деведзис – Константинопольский патриарх с 4 октября 1878 г. по 30 марта 1884 г., с 11 июня 1901 г. по 13 ноября 1912 г.; у современников получил прозвище Великолепный. Родился 18 января 1834 г. в с. Вафиохори (ныне Бояджыкёй, в черте Стамбула) в бедной семье рыбака (родителей звали Димитриc и Феодора). Школьное образование Иоаким получил в родном селе. По благословению своего духовного отца Хрисанфа провёл 1846 г. в монастыре Пантократор на Афоне и некоторое время жил на о-ве Самос при митрополите Григории, посещая местные школы. Около 1848 г. Иоаким отправился в Валахию, где при Погонианских епископах Агапии и Никандре был рукоположён во диакона (1852 г.). Живя в Бухаресте, посещал греческую школу и выучил румынский язык. Иоаким отказался от первоначального намерения продолжить учёбу в Афинах, был поставлен иеродиаконом в православной греческой церкви великомученика Георгия в Вене (1854 г.), где прослужил шесть лет; за этот срок выучил немецкий язык. На Иоакима как на энергичного и умного диакона обратил внимание патриарх Иоаким II (1860–1863, 1873–1878 гг.), который способствовал его переводу в Константинополь на должность второго диакона при патриархии (12 ноября 1860 г.). В 1863 г. Иоаким был рукоположён во иерея, а 23 марта того же года был назначен на должность великого протосинкелла. Через несколько месяцев патриарх Иоаким II сложил полномочия, затем должности лишился и Иоаким. При патриархе Софронии III (1863–1866 гг.) Иоаким был рукоположён во епископа и 10 декабря 1864 г. назначен на митрополичью кафедру в г. Варна (Болгария). С 1872 г. – член Священного Синода. 9 января 1874 г. по указу вновь занявшего патриаршую кафедру Иоакима II Иоаким был назначен митрополитом Фессалоникийским. В этих епархиях он приобрёл большой административный и дипломатический опыт, а 4 октября 1878 г. был избран Константинопольским патриархом. В его избрании немалую роль сыграл банкир и благотворитель Георгис Зарифис, поддержавший кандидатуру Иоакима. В эти годы перед Константинопольским патриархом стояла задача стабилизировать юридические отношения с Портой и оградить церковь и народ от притязаний турецкого правительства, постоянно возникавших с начала реформ эпохи танзимата (1839–1876 гг.). Сразу после вступления на престол Иоаким III созвал церковно-народное собрание для обсуждения вопроса о современном состоянии Константинопольского патриархата и об улучшении жизни церкви и народа. Его реформистские идеи были благосклонно встречены мирянами, но не нашли поддержки у большинства членов консервативного Священного Синода. Некоторые из них ополчились на Иоакима III, например, митрополит Ираклийский Герман (Кавокапулос). Самой значительной сферой деятельности Иоакима III во время первого патриаршества была борьба за права и привилегии церкви (так называемый вопрос о прономиях). С началом эпохи танзимата Порта стала с особой неприязнью относиться к древним правам православной церкви, дарованным ещё султаном Мехмедом II Завоевателем (1432–1481 гг.) патриарху Геннадию II Схоларию (1454–1456, 1463, 1464–1465 гг.). Уже во время составления канонизмов (с 1858 г.) Порта ограничила некоторые древние прерогативы церковной власти. При султане Абдул-Хамиде II (1876–1909 гг.) были сделаны новые попытки изменить порядок оформления завещаний христиан.

 



 
PR-CY.ru