ИГНАТИЙ I

ИГНАТИЙ I – Константинопольский патриарх с июля 847 г. по ноябрь 858 г. и, вторично, с октября 867 г. по октябрь 877 г. Святой православной церкви, почитается в лике святителей, память совершается 23 октября (по юлианскому календарю). Сын императора Михаила I Рангаве (812–813 гг.) и Прокопии, дочери императора Никифора I Геника (802–811 гг.). При рождении получил имя Никита. Когда Лев V Армянин (813–820 гг.), свергнув Михаила I, провозгласил себя императором, Михаил I вместе с семьёй были сосланы в монастырь. Никита, которому в этот момент было около 15 лет, был оскоплён, а при постриге получил имя Игнатий. Был рукоположен во иерея Василием Парийским (ум. в первой трети IX в.). Большую часть жизни (более 30 лет) провёл в монастыре, достигнув сана игумена. Пользовался уважением в монашеских кругах. После смерти патриарха Мефодия I (843–847 гг.), при содействии императрицы Феодоры (842–856 гг.) Игнатий был избран на патриарший престол в Константинополе в период царствования Михаила III Пьяницы (842–867 гг.). После вступления Игнатия I на патриарший престол в высших церковных кругах наметился раскол на сторонников и противников нового иерарха. Игнатий I возглавил консервативную монашескую партию, которая стал носить его имя. Игнатиане долго играли выдающуюся роль. В то же время брат императрицы Феодоры, кесарь Варда, быстро сделавший карьеру после того, как Феодора стала женой императора Феофила (829–842 гг.), всё больше расширял свою светскую власть, в особенности после смерти императора. Варда вошёл в тесные сношения с противниками патриарха Игнатия I. Отношения кесаря Варды и Игнатия I особенно обострились после того, как Варда развёлся с женой и вступил в связь с вдовой своего сына. Игнатий I выражал недовольство этим и во время праздника Богоявления отказал Варде в причастии. Вскоре императрица Феодора, по указанию Варды и своего сына, Михаила III, была насильно пострижена в монахини вместе с дочерьми. Для Игнатия I это означало окончательную потерю власти, и (23 ноября 857 г.), по распоряжению царя Михаила III, он был сослан на остров Теревинф в Мраморном море. Место патриарха при поддержке Варды занял Фотий I Великий (858–867, 877–886 гг.) – профессор философии и богословия, за шесть дней проведённый ради избрания по всем ступеням церковной иерархии и ставший впоследствии одним из самых сильных и могущественных патриархов. Однако это не устраивало папу Римского. После удаления Игнатия I борьба среди высшего духовенства не прекратилась. Против Фотия I выступали монахи Студийского монастыря, который являлся в то время центром богословской мысли и оказывал решающее влияние как на жизнь монахов, так и на церковную политику империи. Игнатий I в ссылке не признавал себя лишённым патриаршего достоинства, а его сторонники предали Фотия I анафеме. В свою очередь, Собор 861 г. в Константинополе в присутствии Варды, Михаила III и Фотия I подтвердил законность избрание Фотия I и низложил Игнатия I. Лишившись патриаршества, Игнатий I обратился за помощью к Римскому папе. Николай I Великий (858–867 гг.) сначала старался остаться в стороне от конфликта, но, в конце концов, был вынужден вмешаться и подтвердил незаконность низложения Игнатия I. В письме от 8 мая 862 г., адресованном патриархам Востока, папа призывал их и всех их епископов отказать Фотию I в признании. На синоде в Риме в апреле 863 г. Фотий I был низложен. В свою очередь, Константинополь отверг право папства на низложение своих патриархов и обвинил папу в нарушении церковной дисциплины, обрядов богослужения и богословского тезиса об исхождении Святого Духа и от Сына («филиокве»). Папа Римский выступил против Фотия I ещё и потому, что тот противился экспансии папства на Восток, в Болгарии, где в это время вели просветительскую деятельность братья Кирилл и Мефодий. В 867 г. поместный Константинопольский собор отлучил папу Николая I от церкви, а учение филиокве объявил ересью. Начался раскол (так называемая «фотианская схизма»), где впервые отчётливо сформулированы расхождения между церквами, что в дальнейшем приведёт к окончательному разделению. После убийства распутного и расточительного императора Михаила III Пьяницы основателем Македонской династии Василием I Македонянином (867–886 гг.) Фотий I выступил против узурпатора, но был смещён и сослан. Новый император в поисках симпатий консервативной партии в 867 г. возвратил Игнатия I на патриарший престол. Таким образом, «фотианская схизма» была прекращена. В 869–870 гг. по инициативе императора и преемника папы Николая I – Адриана II (867–872 гг.) в Константинополе состоялся Собор, в очередной раз подтвердивший незаконность притязаний Фотия I. Хозяевами на нём были легаты папы Римского. На Западе этот Собор считается восьмым Вселенским, хотя православными церквами Вселенским не признаётся. Но когда Рим пожелал использовать своё влияние в Константинополе в интересах своего утверждения в Болгарии, Игнатий I оказался неподатливым. Скончался он 23 октября 877 г. После его смерти на патриарший престол в Константинополе Василий Македонянин опять возвёл Фотия I (878–886 гг.).

 
PR-CY.ru