ИОАНН III СХОЛАСТИК

ИОАНН III СХОЛАСТИК (Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский) – Константинопольский патриарх с конца февраля (или начала марта) 565 г. до конца августа 577 г., святитель (память в Греческой церкви 21 февраля), канонист, один из первых кодификаторов церковного права Восточных христианских церквей. Отождествление Иоанна III Схоластика с его современником хронистом Иоанном Малалой (около 491 – 578 гг.), предложенное на основании некоторых сходных деталей биографии, хотя и допускается исследователями, однако не считается доказанным. Иоанн III Схоластик, сын клирика, родился в местечке Сиримий близ Антиохии. Выбрал профессию юриста (схоластика), изучал право в Антиохии, вероятно, там же занимался адвокатской практикой. Впоследствии вступил в антиохийский клир и в 548/549 г., будучи уже пресвитером, был отправлен патриархом Домном III Антиохийским (545–559 гг.) в Константинополь в качестве его апокрисиария (постоянного представителя). Когда византийский император Юстиниан I Великий (527–565 гг.) сместил с Константинопольской кафедры патриарха Евтихия (552–565, 577–582 гг.), его преемником был избран Иоанн III Схоластик, пользовавшийся к тому времени славой знатока канонического права. О его участии в низложении Евтихия у исследователей нет достоверных сведений, однако в ряде источников возведение Иоанна III Схоластика на престол связывается с интригой против Евтихия. Так, автор «Жития» Евтихия пресвитер Евстафий (конец VI в.) указывает, что Иоанн III Схоластик осудил Евтихия на Соборе и одобрил его изгнание в Амасию. Хронист Михаил Сириец (XII в.) пишет, что Иоанн III Схоластик анафематствовал Евтихия. Об отношении Иоанна III Схоластика к афтартодокетизму ничего не известно, тем более что этот вопрос потерял актуальность после смерти императора Юстиниана I (14 ноября 565 г.). 15 ноября 565 г. Иоанн III Схоластик короновал его преемника, императора Юстина II Младшего (565–578 гг.), который вскоре издал эдикт, объясняющий его религиозную политику. В эдикте были повторены все, испытанные в период уний, выражения, приятные для монофизитов, хотя и не совсем точные джогматически, и по возможности обойдены точные и решительные православные термины. Этот эдикт, уникальный по своему характеру, был принят всеми православными, но монофизиты на его основе не присоединились к православной церкви. Они видели в императоре сторонника «халкидонитов», не оправдавшего их ожиданий, какие они возлагали на новое царствование. Однако политика миры, открытая Юстином II, повела к мирному отношению между православными и монофизитами. О деятельности Иоанна III Схоластика на патриаршем престоле почти нет сведений. Согласно «Житиям» Симеона Столпника Дивногорца, с которым Иоанн III Схоластик общался ещё в Антиохии, его возведение на престол было им предсказано. Будучи патриархом, Иоанн III Схоластик просил Симеона молиться о здоровье императора Юстина II, «впавшего в безумие». В 569/570 г. начался конфликт между Иоанном III Схоластиком и Антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом (559–570 гг.) из-за Иоанна IV Александрийского (569–570 гг.), которого Иоанн III Схоластик в Константинополе поставил патриархом александрийской общины халкидонитов, не согласовав это с мнением египетской паствы. Анастасий I Синаит, в свою очередь, увидел в этом вмешательство Константинополя в дела Александрийской церкви и прямое ущемление её прав. Наиболее важные сведения о патриаршестве Иоанна III Схоластика содержатся в третьей части «Церковной истории» Иоанна Эфесского (около 507 – около 586 гг.); они касаются преимущественно темы взаимоотношений Константинопольской церкви с монофизитами. В 570 г. в Константинополе по инициативе императора Юстина II состоялся диспут между традиционными монофизитами и выделившимися из их среды сторонниками партии тритеистов. Иоанн III Схоластик выступал на диспуте в качестве третейского судьи. Император считал, что распря в среде монофизитов наносит внутреннему положению империи не меньший вред, чем противостояние монофизитов и халкидонитов. Диспут был, по всей видимости, в политике Юстина II и Иоанна III Схоластика подготовительным этапом, после которого, достигнув единства в среде монофизитов, власть намеревалась привести их к соглашению с официальной православной церковью. Спорящим сторонам не было позволено ссылаться на сочинения православных отцов, а позволено приводить в свою пользу лишь места из сочинений своих выдающихся авторитетов: Анфима, Севира, Феодосия. Диспут длился четыре дня, и, в конце концов, тритеисты были признаны побеждёнными.

 



 
PR-CY.ru