ИУДЕОХРИСТИАНЕ

ИУДЕОХРИСТИАНЕ – многозначный термин, обозначающий, во-первых, название представителей религиозных групп I–III вв., в вероучении и культе которых сочетались элементы христианства и иудаизма; во-вторых, название представителей сект и течений XX в., в той или иной мере признающих учение и использующих культовую практику обеих конфессий; в-третьих, понятие, используемое в межконфессиональной и политико-идеологической полемике для обозначения иудеев, принявших христианство, для лиц еврейской национальности, исповедующих христианство, а также христиан (независимо от национальной принадлежности, мировоззрение которых определяется иудейским мировоззрением. В последнем значении понятие «иудеохристиане», как правило, имеет негативную окраску. Однако исследователи подчёркивают: прежде чем списывать всё лукавство на «талмудистов всех времён», необходимо чётко различать, что именно позаимствовало христианство из ветхозаветной церкви. В частности, к этому относится идея церковной десятины – иудейское представление о жертвенности Богу. Пресловутая косынка на женской голове и неприкрытая голова мужчины во время богослужения – также наследие ветхозаветной церкви. Таких примеров можно привести множество, и утверждать, что «ветхозаветное священство функционально сомкнулось с языческим жречеством», не совсем правомерно. Термин «иудеохристиане» был введён Тюбингенской школой религиоведения при исследовании раннехристианских общин. Среди важнейших источников по иудеохристианству исследователи называют ряд апокрифических (см. Апокрифы) евангелий (Евангелие евреев, Евангелие двенадцати апостолов, Евангелие Фомы и др.), Послание Иакова, Второй Апокалипсис Иакова, найденный в Наг-Хаммади, а также «Псевдоклиментины», приписываемые епископу Рима Клименту I (88/90 – 97/99 гг.), «Церковную историю» Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) и труды христианских ересиологов. Согласно большинству источников, преобладающее большинство первых христиан рекрутировалось из евреев, которые, становясь членами христианской общины, продолжали исполнять культовые предписания иудаизма. В то же время мозаичный религиозно-этнический контекст становления христианства обусловил неоднородность состава первых христианских общин – в них часто входили и неевреи (эллинствующие, или так называемые языкохристиане). Проблема отношения христианства к иудаизму (прежде всего, к иудейскому культу) обострялась по мере роста числа язычников среди христиан. Ветхозаветное священство не смыкалось с языческим жречеством, а, напротив, стремилось от него всячески отгородиться. Разрыв с иудаизмом и самоопределение христианской церкви как нееврейской и неиудейской общины был продолжительным и болезненным. Противостояние христианских общин, по-разному относившихся к иудаизму, проявилось уже в 35–36 гг., когда группа эллинствующих христиан, отказывающихся от храмового богослужения, была изгнана из Иерусалима, а возглавлявший её диакон Стефан (первомученик) был «побит камнями». В городе остались только христиане, сознательно и добровольно следовавшие традициям иудаизма. Таким образом, костяк официальной христианской церкви составили иудеохристиане, которые до Иудейской войны (66–73 гг.) составляли в ней большинство. По свидетельству Евсевия Кесарийского, приверженцами иудаизма были первые 15 иерусалимских епископов. В 49 г. Иерусалимский собор христианской церкви узаконил различие между иудеохристианами и христианами из язычников, разрешив языкохристианам не совершать обряда обрезания и не соблюдать иные требования Моисеева Закона. Компромиссный характер данного решения вызвал недовольство среди иудеохристиан и активизировал радикальные настроения: одно крыло их, возглавляемое Иаковом, настаивало на неукоснительном соблюдении иудейского Закона всеми христианами, другое, главным идеологом которого был апостол Павел, требовало полного отказа от иудейского культа и христиан-евреев. Дебаты по этому вопросу в Антиохии (49 г.) не привели к пересмотру решения Собора, и различие между иудеохристианами и языкохристианами продолжало расти.

 



 
PR-CY.ru