ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБОРЧЕСТВО –  религиозно-политическое движение в Византийской империи (726–843 гг.) против почитания икон (см. Икона), святых реликвий и изображений. Хотя оно возникло в Византии в первой половине VIII в. и продолжалось почти до середины IX в., однако это умонастроение рождалось в христианском сознании периодически и заставляло богословов и простых прихожан выступать против церковно-храмовой живописи. Мотивы, толкающие иконоборцев на борьбу с почитанием икон, имеют как психологическую, так и философско-религиозную природу. История иконоборчества делится исследователями на два периода: первый период продолжался с 726 по 780 гг. и закончился Седьмым Вселенским собором 787 г.; второй период продолжался с 813 по 843 гг. и закончился так называемым восстановлением православия (в православной церкви по этой причине совершается чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и афематствования еретикам в Неделю православия). На иконоборческих настроениях в Византии не могла не сказаться географическая близость духовно и политически крепнувшего арабского Востока, не признающего изобразительного элемента в религиозном искусстве. В это время византийское христианство было особенно близким к тому, чтобы пойти по следам иудаизма и мусульманства, ограничив живописное творчество одной орнаменталистикой. Кроме того, в VIII–IX вв. наблюдаются дальнейший упадок городов и отход светских культурных интересов на задний план, а сельское население всегда сохраняло элементы язычества. Политической же предпосылкой иконоборческих споров было стремление опиравшихся на армию императоров реорганизовать терпевшую кризис структуру византийского общества на основах секуляризаторского централизма и покончить с влиянием монашества. Религиозно-философская сущность полемики сводилась всё к тому же вопросу об адекватности самораскрытия Абсолюта, который стоял некогда в центре арианских споров. На этот раз речь шла о реализации божественного «первообраза» не в личности Иисуса Христа, а в церковном культе и в церковном искусстве. Оплотом иконоборчества были восточные провинции империи – Малая Азия и Армения, на население которых оказал сильное идейное воздействие ислам, отрицавший какие-либо антропоморфные (см. Антропоморфизм) изображения Бога. Кроме того, в VIII в. каноническая формулировка иконопочитания ещё не была установлена, и почитание икон принимало зачастую преувеличенно грубый характер, носившее языческие черты, превратившись, по сути, в суеверие и идолопоклонство. Так, многие церковные люди и миряне не только воздавали иконам такое же почитание, как животворящему кресту, но и возлагали на них полотенца и делали из икон восприемников своих детей при крещении. Желая принять монашеский сан, многие предпочитали отдавать свои волосы (т.е. принимая постриг) не духовным лицам, а складывать их при иконах. Некоторые из священников и клириков соскабливали краски с икон, смешивали их с вином и хлебом причастия и давали эту смесь всем желающим вместо причащения. Другие возлагали «тело Христово» на образа и оттуда причащались святых тайн. Некоторые, презрев храм Божий, устраивали в частных домах алтари из икон и на них совершали священные тайны (по Ф.И. Успенскому). Такие преувеличения, навлекавшие на христиан упрёки в идолопоклонстве (особенно со стороны мусульман, которые в это время не только энергично распространяли свою, враждебную всякому иконопочитанию религию, но и требовали от подвластных себе христиан прекращения поклонения иконам) вызвали противодействие со стороны императора Льва III Исавра (717–741 гг.) – замечательного полководца, администратора и законодателя, стремившегося (одновременно с военным сопротивлением арабам) распространить христианство среди мусульман (и евреев) и не стеснявшегося властно вмешиваться в вопросы церковной жизни. В той или иной степени отрицали почитание икон еретические движения IV–VII вв. – несторианство, монофизитство и монофелитство. В 726 г. Лев III Исавр, считавший себя преемником апостола Петра, поддержал малоазийских епископов, потребовавших запрещения почитания икон, и начал важные перемены в сфере права, общественных отношений и церковной политики, издав иконоборческий эдикт. Но основной причиной иконоборчества явилось, прежде всего, массовое недовольство различных слоёв населения Византии ростом монастырского землевладения.

 



 
PR-CY.ru