ИОАНН ДАМАСКИН, Мансур

ИОАНН ДАМАСКИН, Мансур (после 650 – около 750 гг.) – один из выдающихся Отцов Восточной церкви, византийский богослов, гимнограф, иконописец, самый сильный противник иконоборчества и защитник иконопочитания, который подвёл окончательный итог святоотеческому богословию. Биографические данные о нём чрезвычайно скудные. В сохранившихся житиях его фигура окутана в причудливые легенды, что объясняется, по-видимому, тем, что, хотя он и оказал важные услуги церкви, но ему пришлось стоять в близких отношениях к её врагам – арабам. Родился Иоанн Дамаскин в знатной арабской христианской семье Мансуров в Дамаске (отсюда и прозвище) – столице халифата Омейядов. Одни исследователи (В.В. Болотов) предположили, что этот эпитет можно объяснить значением слова «Мансур» словом «зловредный». С византийской точки зрения, скверно было уже то, что человек носил арабское имя и пользовался почестями при чужестранном дворе. Другие исследователи пытаются объяснить это иначе, а именно – предполагают, что «Мансур» – описка. Первоначально же имя было «Манзир» или «Мамзер». Иконоборцы хотели этим сказать, что Иоанн Дамаскин был «мамзер» (т.е. «незаконнорожденный»). Это имя происходит от арабского глагола «масара» («помог») и в более узком смысле указывает на содействие при победе, военную помощь. Отсюда имя «Мансур» будет означать «вспомошествующий» или «победоносный», и в таком случае уже не содержит в себе ничего унизительного. У Константинопольского патриарха Евтихия (552–565, 577–582 гг.), между прочим, сохранилась запись, что при завоевании Дамаска арабам оказал помощь некий «Мансур». Исследователи предполагают, что Иоанн Дамаскин был внуком этого «Мансура», и потому пользовался почётом. Но у византийцев имя «Мансур» произносилось с укоризной (Собор 754 г. делал на этом акцент). Церковь же запомнила только то, что в жизни Иоанна Дамаскина было полезно и поучительно, особенно защиту иконопочитания. В любом случае, известно, что его родители были знамениты богатством, древностью рода и благочестием. Отец Саргун (Сергий) ибн Мансур был главным казначеем халифа Абд аль-Малика. Он очень заботился о том, чтобы его сын получил хорошее образование и был воспитан в православной вере. Иоанн Дамаскин получил блестящее придворное образование, учась вместе с будущим халифом Йазидом, при котором впоследствии состоял визирем до своего ухода в лавру св. Саввы Освященного (близ Иерусалима) около 731 г. Христианское воспитание Иоанна Дамаскина и его сводного брата Космы (будущего епископа Маюмского) было поручено захваченному в плен пиратами учёному монаху Косме Калабрийскому, которого отец купил однажды на рынке. Иоанн глубоко изучил богословие и греческую философию. Поступив позже на службу, он быстро возвысился благодаря своим блестящим способностям, вскоре стал ближайшим советником и министром при халифе Хишаме и фактически управлял Дамаском (вступал ли он на службу и, если вступал, то когда её оставил, для исследователей, тем не менее, не совсем ясно). При всей занятости делами Иоанн Дамаскин не терял живого интереса к христианской вере и свободное от придворной службы время посвящал богословским штудиям. В Дамаске он написал полемические сочинения против монофизитов-яковитов, манихеев и несториан. В 726 г. византийский император Лев III Исавр (716–741 гг.) издал указ о запрещении почитания икон, положив начало периоду иконоборчества. Иоанн Дамаскин немедленно встал на защиту иконопочитания и послал в Константинополь своё защитительное послание («слово») «Против отвергающих святые иконы» (726 г.). Второе и третье защитительные «слова» были написаны им в 730 г., после издания другого указа императора, повелевавшего повсеместно уничтожить имеющиеся иконы и не писать новых. Вначале у сторонников иконопочитания не было никакого богословского обоснования, поэтому аргументы противников производили опустошительные действия в их рядах; их положение было просто безотрадным. Иоанн Дамаскин оказался их первым литературным защитником. Впоследствии Константинопольский патриарх Никифор I (806–815 гг.) смог серьёзно ослабить аргументацию иконоборцев. Будучи патриархом, он долго лавировал среди разъярённых религиозных стихий, ограничивая злоупотребления среди монашества и полемизируя с иконоборцами. При императоре Льве V Армянине (813–820 гг.) Никифор был вынужден оставить кафедру, и в уединении занялся опровержением иконоборчества. Его аргументация в пользу икон была обставлена искуснее и богаче, однако, Иоанн Дамаскин был всё же первым паладином иконопочитания.

 



 
PR-CY.ru