ИОАНН I Казанский

ИОАНН I Казанский (ум. в 1529 г.) – мученик (память 24 января, 4 октября – в Соборе Казанских святых). Житие Иоанна было составлено раньше ноября 1552 г., когда оно было включено в Великие Четьи Минеи митрополита Макария («В лето 7037 месяца генваря 24 мучение святого Ивана»; начало: «В граде Казани бе некый полонянин у дядки царева»). 1550 гг. датируется список Жития Иоанна в сборнике Российской национальной библиотеки («О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани»), происходящем из Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Сборник был переписан архимандритом Нифонтом (Кормилицыным), в 1543–1554 гг. управлявшим Новоспасским московским в честь Преображения Господня монастырём. В записи архимандрит Нифонт (Кормилицын) завещает отдать сборник в Иосифо-Волоколамский монастырь, где раньше он был игуменом. По предположению Руфины Петровны Дмитриевой, архимандрит Нифонт (Кормилицын) мог быть составителем первоначального краткого рассказа о мученичестве Иоанна Казанского. Нифонт (Кормилицын) мог узнать об Иоанне Казанском во время похода русских войск на Казань в 1550 г., в котором он принимал участие. К сборнику архимандрита Нифонта (Кормилицына) восходит список Жития Иоанна Казанского второй половины XVI в. в волоколамском сборнике Мартина (Рыкова) Российской государственной библиотеки (исследователям известны также другие списки памятника). Под 24 января рассказ о мученичестве Иоанна казанского был включён в Чудовские (1600 г.) и Тулуповские (1627–1632 гг.) Четьи Минеи. Нижегородец (или житель Нижегородского уезда) Иоанн был захвачен в плен казанскими татарами во время нападения на Нижний Новгород хана Мухаммед-Эмина в 1505 г. (о походе см.: «Полное собрание русских летописей». М., 2001 г., том 6), в ходе которого город не был взят. Встречающиеся в литературе утверждения о том, что Иоанна Казанский был воином, исследователи считают недостоверными. В Казани Иоанн находился в рабстве («в услужении») у вельможи Алей-Шпура (Алей-Шнура, Алейшунура, Али Шукуря), «царева дядьки», т.е. воспитателя казанского хана Мухаммед-Эмина (исследователи полагают, что хозяина Иоанна звали Аллашукур, это имя до сих пор распространено у турок и крымских татар). «Али Шукуров сын» упоминается в русских летописях второй четверти XVI в. под 1531 г. как убитый казанцами наряду с «иными князьями» в ходе восстания против хана Сафа-Гирея, инспирированного грамотой Московского великого князя Василия III Ивановича (Полное собрание русских летописей», том 8, том 13).

 



 
PR-CY.ru