ИУЛИАН, КРОНИОН, МАКАРИЙ, ЕПИМАХ, АЛЕКСАНДР

ИУЛИАН, КРОНИОН, МАКАРИЙ, ЕПИМАХ, АЛЕКСАНДР и 13 мучеников Александрийских (ум. в 249 или 250 г.; память в Греческой церкви 30 октября; память в Западной церкви 27 февраля), пострадали в правление императора Деция (249–251 гг.). Об этих мучениках повествуется в письме Александрийского епископа Дионисия Великого (247/248 – 264/265 гг.), Антиохийскому епископу Фавию, которое цитируется в «Церковной истории» Кесарийского епископа Евсевия. Из трёх схваченных в Александрии христиан старец Иулиан (который из-за подагры не мог ни стоять, ни ходить) и Крониона, по прозвищу Евн, проявили стойкость, тогда как другой муж сразу же отрёкся от Христа. Иулиана и Крониона провезли на верблюдах по всему городу, по дороге их бичевали, а затем бросили в негашёную известь. Воин Виса, сопровождавший их по дороге, не позволял толпе язычников издеваться над мучениками. Те возмутились и предали воина суду, по решению которого он был обезглавлен. Христианин Макарий, родом ливиец, был сожжён живым. Епимах и Александр (см. в ст. Епимах и Александр) после долгого пребывания в оковах, бичевания и пыток «когтями» облили негашёной известью. Краткое Житие Иулиана, Крониона, Макария, Александра и 13 Александрийских мучеников помещено в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца Х в.) и в некоторых других греческих Синаксарях под 30 октября (например, в стишном Синаксаре Исторического музея, первая половина XIV в.). Во многих списках пропущено имя Епимаха. Исследователи отмечают, что в ряде византийских Синаксарей оно встречается под 31 октября (например, в Петровом Синаксаре Российской национальной библиотеки, 1249 г. (архетип XI в.)). Под той же датой память Иулиана, Крониона, Макария, Епимаха и Александра без Жития помещена в славяно-русских «Прологах» (например, Российская национальная библиотека, конец XII – начало XIII вв.). В синаксарных текстах по ошибке мучения, перенесённые Иулианом, и болезнь (подагра) приписаны Александру, а Кронион назван его приближённым. Также неправильно указано, что Иулиан и Макарий были обезглавлены. Что касается других 13 не названных по именам мучеников, то, как полагают исследователи, имеются в виду казнённые христиане, перечисленные в том же письме епископа Дионисия Великого. Однако имён упомянуто больше 13. Исследователи полагают, что число святых совпадет с 13, если не включать в эту группу воинов, о которых повествуется в заключительной части письма епископа Дионисия Великого.

 



 
PR-CY.ru