ИСРАЭЛЬ

ИСРАЭЛЬ (ум. в 872 г.) – епископ Кашкарский в юрисдикции Церкви Востока, несторианский богослов и полемист, автор ряда произведений арабо-христианской литературы, посвящённых изложению основ христианской религии и полемике с исламом. Основные сведения об Исраэле содержатся в сочинении «История патриархов», которое сохранилось в составе энциклопедического труда «Книга Башни», написанного в XII в. несторианским писателем Мари ибн Сулейманом и дополненного в XIV в. Амром ибн Маттой. Единственное, что указывает на род занятий Исраэля до принятия епископского сана, – эпитет «толковник», который может означать, по мнению исследователей, комментатора либо переводчика. Следовательно, Исраэль был учёным монахом, возможно, учителем в одной из двух школ, существовавших в Кашкаре. Католикос-патриарх Сергий (860–872 гг.) поставил Исраэля епископом Кашкара на восточном берегу древнего русла реки Тигр (ныне западный берег) в исторической области Бет-Арамайе на юге Ирака. Область Кашкар была, по мнению исследователей, самой древней персидской епархией Церкви Востока, поскольку её епископ всегда упоминается на втором месте после католикоса. После смерти католикоса Сергия Исраэль благодаря своей учёности и умению вести полемику был избран его преемником. Однако престол стал оспаривать Энош, митрополит Мосула. Его сторонники вступили в конфликт с приверженцами Исраэля, что привело к столкновениям и насилию. Обе стороны стремились заручиться поддержкой государственной власти, которая переживала кризис, вызванный восстанием чёрных рабов (зинджей) во главе с Али ибн Мухаммадом аль-Басри. Эмир Багдада пытался уговорить Исраэля отказаться от претензий на патриарший престол, но это лишь обострило конкуренцию. Когда Исраэль направлялся в алтарь для совершения литургии, один из сторонников Эноша «без всякого страха Божия яростно сжал его гениталии» и столкнул вниз с солеи. Исраэль умер после сорока дней болезни и был погребён в монастыре Мар-Петион в Багдаде. Его похороны сопровождались новыми столкновениями с приверженцами Эноша. Память Исраэля отмечена лишь в древнейшем из сохранившихся календарей Церкви Востока в составе «Книги знаков» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.) в третью пятницу Великого поста (по мнению исследователей, это было местное почитание). Источники сообщают о двух религиозных диспутах, в которых участвовал Исраэль. Один, христологический, с сирийским мелкитом (православным) Кустой ибн Лукой в «Истории патриархов» (в передаче Амра ибн Матты) приписан другому Исраэлю, епископу Кашкарскому, впоследствии католикосу Церкви Востока (ум. в 961 г.). Однако, поскольку Исраэль был поставлен во епископа католикосом Эммануэлем (938–960 гг.), а Куста ибн Лука умер в 912 г., в рассказе исследователи видят явный анахронизм, который заметили ещё Г. Граф и М. Аллар.

 



 
PR-CY.ru