IMPROPERIA

IMPROPERIA (лат. – «упрёки») – в богослужении католической церкви один из элементов службы Великой пятницы, по содержанию представляющий собой упрёки избранному народу, произносимые от лица Иисуса Христа. Происхождение «Improperia» связано с развитием чина поклонения Кресту (Adoratio Crucis) в Великую пятницу. Хотя как особый литургический жанр «Improperia» оформляются на Западе лишь в XI в., его элементы содержатся в богослужении ранней церкви. По мнению Карла Антона Баумштарка, «Improperia» происходят из древней иерусалимской традиции, в которой чин поклонения Кресту фиксируется уже в IV в. Л. Бру считал, что «Improperia» являются переводом греческого источника. Э. Вернер, сопоставив «Improperia» с некоторыми текстами синагогального богослужения, предложил гипотезу иудейского происхождения жанра «Improperia». Хотя в настоящее время прямое сопоставление христианского и синагогального богослужений признаётся чрезмерным упрощением истории их развития, в Ветхом Завете действительно содержится ряд пророческих текстов, в которых Бог упрекает избранный народ за нарушение завета, несмотря на все Его благодеяния (прежде всего, изведение из Египта), причём часть этих текстов носит мессианский характер (Ис. 5:1–7; Иер. 2:5–13; Ос. 11:1–7; 13:4–6; Ам. 2:6–16; Мих. 6:3–5; 3 Езд. 1:5–25; два последних отрывка наиболее близки к тексту «Improperia»). В раннехристианской литературе сопоставление тем исхода и Страстей Христовых наиболее полно представлено в гомилии Мелитона Сардского «О Пасхе». На этом основании В. Шюц сделал вывод о зависимости «Improperia» от текста гомилии Мелитона. Другие исследователи полагают, что «Improperia» сформировались в рамках латинской традиции, хотя и под влиянием византийского богослужения, особенно кондаков преподобного Романа Сладкопевца (например, респонсорий «Vadis propitiator» («Идёшь Ты, Примиритель»), который встречается в чине поклонения Кресту и является переводом третьего икоса кондака; кроме того, весьма близки к «improperia» седьмой и одиннадцатый тропари Царских часов Великой пятницы). Молитвы от лица Христа исследователи встречают в галликанских литургических книгах уже в меровингскую эпоху (например, в Миссале из Боббио (первая половина VIII в.) молитвы «Insidiati sunt adversarii mei» и «Vide domine humilitatem meam» на Великую субботу; эти же тексты использовались в испано-мосарабской традиции в пятое и четвёртое воскресенье Великого поста). В Испании с VII в. известно особое последование поклонения Кресту («Mysterium crucis») с чином покаяния-прощения («Indulgentia»; см.: седьмой канон четвёртого Толедского Собора 633 г.). В его состав входило чтение Мих. 6:1–8 (оно же встречается в Леонском Антифонарии (рукопись середины X в., но отражает более раннюю практику) как часть службы девятого часа в Великую пятницу). В ранних римских «Ordines» в чине поклонения Кресту «Improperia» отсутствуют (начало VIII в., вторая половина VIII в., конец IX в.). Термин «Improperia» появляется в источниках лишь в первой половине XI в., более же древнее наименование этих песнопений – «Versus in Parasceve» («Стих в Великую пятницу») или «Agios cum versibus» («Трисвятое со стихами»), что указывает на происхождение «Improperia» из припевов к Трисвятому (которое в римском обряде традиционно исполняется в Великую пятницу попеременно на греческом и латинском языках). Трисвятое (хотя и без стихов) входит в состав чина поклонения Кресту уже во второй половине IX в.

 



 
PR-CY.ru