ИЗАРН

ИЗАРН (около 975/980 – 1047 гг.) – аббат монастыря Сен-Виктор в Марселе (Франция), деятель монашеской реформы и движения «Божий мир», святой (память в Западной церкви 26 сентября). Основным источником сведений об Изарне является Житие, составленное, как полагают исследователи, в третьей четверти XI в. по инициативе бывшего ученика святого, Арльского архиепископа Рамбауда из Рейана (1030–1069 гг.). Источником для него послужили рассказы монахов аббатства Сен-Виктор. Ранняя датировка Жития подтверждается отсутствием в нём описания посмертных чудес. Наиболее древнюю и единственную сохранившуюся рукопись исследователи относят к концу XI – XII вв. Из библиотеки монастыря Сен-Виктор в Марселе, где она упоминается в описи конца XII в., рукопись попала в библиотеку Римского папы Урбана V (1362–1370 гг.), в прошлом аббата Сен-Викторской обители, и впоследствии – в Национальную библиотеку Франции в Париже. Однако первые публикаторы Жития упоминают ещё один список из библиотеки монастыря Сен-Виктор в Марселе, не сохранившийся до настоящего времени. Жан Мабильон изучал, но не использовал данный текст, позднее он был опубликован болландистами. Житие составлено по принципу, получившему в историографии образное название «метода снежного кома»: агиограф писал черновой набросок и зачитывал его перед общиной. Знавшие о святом монахи сообщали дополнительные сведения для окончательного варианта. Составитель Жития Изарна стремился точно воспроизвести рассказы братии, сохранить детали и личную оценку рассказчиков, с этой целью иногда оставлял повествование от лица очевидца. Среди информаторов агиографа (некоторые названы по имени) выделялся монах Райнальд. Его рассказ стал важнейшим источником сведений о конфликте между аббатством и светской знатью. Неоднородная структура произведения позволила исследователям выделить позиции двух поколений – бесхитростных, искренних «отцов» (старшие монахи-рассказчики) и рационально-отстранённых «детей», уже не заставших «тяжёлые времена» (агиограф). Эпоха «отцов» совпадает со временем распространения в Провансе идей «Божьего мира», во взглядах старшего поколения заметно активное неприятие рыцарства. Житие отмечено сильным влиянием клюнийской агиографии и особого идеала святости. Как и во многих агиографических произведениях реформированного монашества, самосознание и коллективная память монастыря конституируются вокруг фигуры «современного святого», «святого нового типа», в Житии которого описываются творимые им чудеса и гораздо чаще – добрые дела и защита слабых от произвола власть имущих. Изарн вступает в переговоры с разбойничающими владельцами замков, возвращает украденное, отпевает убитых, оберегает крестьян «как зеницу ока».

 



 
PR-CY.ru