ИСИДОР СВЯЩЕННОМУЧЕНИК и 72 (73) МУЧЕНИКА

ИСИДОР СВЯЩЕННОМУЧЕНИК и 72 (73) МУЧЕНИКА – Юрьевские, Ливонские (ум. в третьей четверти XV в.; память 8 января, в третью неделю по Пятидесятнице – в Соборе Псковских святых, 18 ноября – в Соборе святых земли Эстонской). Сведения о Юрьевских мучениках содержатся в Житии Исидора, известном исследователям в двух редакциях в списках XVI–XIX вв., анонимная краткая редакция сохранилась в трёх списках, древнейший список – в сборнике 1560 – начала 1570 гг.: Архив Санкт-Петербургский филиал Института истории РАН. Собрание Николая Петровича Лихачёва (другие рукописи – Исторический музей, конец XVI – начало XVII вв.; Российская государственная библиотека, начало XVII в.). По мнению И.И. Фетисова, краткая редакция была написана вскоре после гибели мучеников, но не раньше 1474 г., «так как автор её, упомянувший о «разратии латыном со псковичи», очевидно, имел в виду те обиды и брани псковичей «с немцы», о которых рассказывается во второй Псковской и четвёртой Новгородской летописях под этим годом». Другая возможная датировка краткой редакции Жития Исидора – первая половина XVI в. (в пользу этой гипотезы косвенно свидетельствуют отсутствие следов бытования памятника раньше данного времени и противоречивость сообщения Жития Исидора о гибели мучеников в 1472 г.). Автор краткой редакции достоверно описал суд католического Дерптского епископа над Юрьевскими мучениками, что заставляет исследователей видеть в нём человека, знакомого с укладом жизни в Ливонии. Распространённую (пространную) редакцию Жития Исидора по благословению Московского митрополита Макария написал Василий (в монашестве Варлаам) между 1559 и 1563 гг., будучи монахом Крыпецкого во имя Иоанна Богослова монастыря. Варлаам составил свою версию Жития Исидора на основе краткой редакции. По наблюдениям И.И. Фетисова, другими источниками автору послужили «Летописная повесть о Восьмом Соборе» и «Мучение Кирика и Улиты». Варлаам усилил антикатолическую направленность текста. Написанная в начале Ливонской войны (1558–1583 гг.), распространённая редакция Жития Исидора была актуальной, поскольку содержала свидетельства сопротивления православных агрессии со стороны католиков. Распространённая редакция известна исследователям в большем числе списков, чем краткая редакция; рукописи пространной редакции, в основном, исследователи относят к XVII–XVIII вв. Один из ранних списков происходит из Пскова: Псковский историко-археологический музей. Фонд Никандровой пустыни, вторая половина XVII в. (после 1656 г.). Наиболее поздний список распространённой редакции (второй половины XIX в.) принадлежал Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни (Российская государственная библиотека). Несмотря на то, что распространённая редакция Жития Исидора была создана по поручению митрополита Макария, текст не вошёл в составленную по инициативе первосвятителя в начале 1560 гг. XVI в. «Книгу степенную царского родословия»; более ранняя краткая редакция Жития Исидора не была включена в Великие Четьи Минеи митрополита Макария (1530 – начало 1550 гг.). Ни пространная, ни краткая редакции Жития Исидора не вошли в издания «Пролога».

 



 
PR-CY.ru