ИОАНН БОГОСЛОВ

ИОАНН БОГОСЛОВ, Иоанн Зеведеев – один из ближайших учеников Иисуса Христа, святой апостол от Двенадцати (см. Апостолы), с именем которого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета, в том числе Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, «Откровение» Иоанна Богослова (память 8 марта, 26 сентября и 30 июня – в Соборе двенадцати апостолов). В синоптических Евангелиях Иоанн Богослов – один из наиболее часто упоминаемых апостолов. Впервые о нём говорится в рассказе о призвании первых апостолов на Галилейском море: после Петра и Андрея Христос призвал Иоанна Богослова вместе с его братом (Мф. 4:21–22; Мк. 1:19–20). Из евангельского рассказа ясно, что братья занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом. У евангелиста Луки (Лк. 5:1–11) история призвания апостолов соединена с рассказом о чудесном лове рыб. Евангелист Марк (Мк. 1:29) сообщает о присутствии Иоанна Богослова вместе с апостолами Петром, Андреем и Иаковом при чуде исцеления тёщи Петра. Следующий раз Иоанн Богослов упоминается в списке 12 апостолов, избранных Иисусом Христом: в Мф. 10:2 и Лк. 6:14 он назван четвёртым, после Петра, Андрея и Иакова; в Мк. 3:16–17 – третьим, после Петра и Иакова. В последнем случае перестановку исследователи объясняют тем, что перечисление (Мк. 3:14–19) здесь сопровождается наречением Иисусом Христом новых имён, которое коснулось только Петра, Иакова и Иоанна: братья Иаков и Иоанн получают имя Воанергес, т.е. Сыновья грома. Далее Иоанн Богослов упоминается в Мк. 5:37 и Лк. 8:51, где Христос берёт его вместе с Петром и Иаковом в дом Иаира, дочь которого Он чудесным образом исцеляет (Мк. 5:42). Евангелисты Матфей и Марк упоминают Иоанна Богослова, после Петра и Иакова, в числе учеников, взятых Христом на гору Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2; ср.: Лк. 9:28, где другая последовательность: после Петра Иоанн Богослов, затем Иаков). В Капернауме (Мк. 9:33) Иоанн Богослов говорит Иисусу Христу, что они (ученики) видели человека, изгоняющего бесов Его именем и запретили ему, потому что этот человек «не ходил» за ними (Мк. 9:38; ср.: Лк. 9:49). Только евангелист Лука (Лк. 9:54) сообщает о том, что Иаков и Иоанн Богослов просили Христа позволить им низвести огонь с неба, который сожжёт самаритянскую деревню, не принявшую Его. По мнению исследователей, эти слова обусловлены темпераментом братьев, что выражено в их имени – Сыновья грома. Следующее событие с участием Иакова и Иоанна Богослова (Мф. 20:20–28; Мк. 10:35–45) происходит на пути в Иерусалим, когда братья (согласно Мк. 10:35–38) или их мать (согласно Мф. 20:20) просят Иисуса Христа позволить им воссесть слева и справа от Него во славе Его. На вопрос Иисуса они отвечают, что могут пить чашу, которую Он пьёт, и креститься Его крещением. Всё это вызывает гнев остальных учеников. Ответ Христа отсылает к предыдущему эпизоду с Иоанном Богословом, рассказанному евангелистом Марком, – к словам о старшинстве учеников и призыву Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:33–37, особ. ст. 35; 10:43).

 



 
PR-CY.ru