ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии находится в городе Костроме. Монастырь, возведённый на холме близ устья впадающей в Волгу реки Костромы, с двух сторон окружён водой: с востока – рекой Костромой, с юга – речкой Игуменкой, правым притоком реки Костромы. Точное время основания Ипатиевского монастыря исследователям неизвестно; согласно переписным книгам (1595 г.), в монастыре был погребён боярин Иван Дмитриевич Красный, убитый летом 1408 г. Впервые Ипатиевский монастырь упоминается в 1435 г.: весной этого года был заключён мир между великим князем Московским Василием II Васильевичем Тёмным и претендентом на великокняжеский престол Галическим князем Василием Юрьевичем Косым «на мысе у святаго Ипатия, межи Волгы и Костромы» («Полное собрание русских летописей», том 25, том 8). Обитель стала пользоваться покровительством великих князей: в июне 1443 г. великий князь Московский Василий II Васильевич указной грамотой предоставил Ипатиевскому монастырю право владения перевозом через реку Кострому («Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3). Позднейшая легенда (1560 гг.) связывает основание Ипатиевского монастыря с татарским мурзой Четом (в крещении Захария): на том месте, где ему чудесным образом явились Богородица с апостолом Филиппом и со священномучеником Ипатием, епископом Гангрским, был построен деревянный храм во имя Святой Троицы и собралась братия. Считалось, что Захария был погребён в Ипатиевском монастыре; его могила сохранялась до середины XVIII в. Монастырю покровительствовали представители боярских фамилий, считавшие мурзу Чета своим родоначальником, – Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы. Первые значительные вклады в Ипатиевский монастырь с середины XV в. делали Сабуровы. Около 1463 – 1464 гг. инок Мисаил (в миру боярин Михаил Фёдорович Сабуров, сын великокняжеского боярина Федора Ивановича Сабура Зернова) вложил в монастырь сельцо Якольское, деревню Оганинскую (современное село Яковлевское и деревня Аганино Костромского района), двор на погосте Шунга и озёра Борисово и Волоское (Волоцкое). Вклад был ценен тем, что Ипатиевскому монастырю стали принадлежать земли, расположенные непосредственно рядом с Вологодской дорогой («Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3). В 1527/1528 г. Фёдор Юрьев «сын Константинович» Сабуров (брат Соломонии Юрьевны Сабуровой, первой жены великого князя Василия III Ивановича) пожаловал обители село Кузьминское с деревнями, пустынями и мельницей в Андрониковом стане; 1 сентября 1558 г. князь Давыд Фёдорович Палецкий завещал село Михайловское с деревнями на реке Шаче и пустошами. Кроме того, князь Д.Ф. Палецкий дал 100 руб. «в большую церковь Живоначальные Троицы» Ипатиевского монастыря. В 1560–1561 гг. окольничий Семён Дмитриевич Пешков-Сабуров завещал Ипатиевскому монастырю свою вотчину – сельцо Якольское с деревнями в Плёсском стане (современный город Приволжск Ивановской области) и сельцо Олешево с деревнями в Лещёвской трети Чёрной волости, в 1561–1562 гг. – деревню Мелехово в Чёрной волости; в 1560–1561 гг. Пётр Михайлович Пешков-Сабуров передал обители село Палецкое с деревнями.

 



 
PR-CY.ru