ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ

ИАКОВ ВАСИЛЬЕВИЧ (1652 или 1660 – 1677 гг.) – подвижник благочестия, касимовский царевич, сын касимовского царевича Василия Арслановича (Сеид-Бурхана) и Марии Никифоровны Плещеевой (дочери Никифора Юрьевича Плещеева). Дед Иакова Васильевича Арслан Алеевич, приходившийся внуком сибирскому хану Кучуму, был последним касимовским царём, исповедовавшим мусульманство. Его супруга, бабушка Иакова Васильевича, Фатима Султан Сеитовна (урождённая Шакулова), по преданию, была тайной христианкой. Под влиянием матери царевич Сеид-Бурхан заинтересовался христианством. В середине XVII в., во многом благодаря проповеди архиепископа Рязанского и Муромского Мисаила (1651–1655 гг.), имел место массовый переход касимовских мусульман в православие. В 1654 г. 38-летний Сеид-Бурхан принял христианство, получив в крещении имя Василий (при этом он потерял право стать касимовским царём). Дети Василия Арслановича также были крещены и носили христианские имена: Михаил, Василий, Иаков, Никифор, Иван, Симеон, Евдокия и Домна. При Василии Арслановиче Касимов и Касимовский край быстро заселялись русскими, строились и украшались православные церкви. Центром православной жизни края был касимовский в честь Казанской иконы Божьей Матери женский монастырь (впервые упоминается в писцовых книгах Петра Воейкова и Постника Ракова в 1627 г.). Обитель стала пользоваться особым покровительством касимовских царей вследствие чудесного исцеления Иакова Васильевича от горячки после молебна в монастыре перед Казанской иконой Божьей Матери. В благодарность царевич пожертвовал обители два богатых священнических облачения, тканных серебром по красному бархату. Со временем облачения обветшали, из них сделали две пелены, которые в 1933 г. находились в бывшей монастырской Пятницкой церкви (с 1919 г. действовала как приходская; пелены не сохранились). Царица Фатима и сёстры Иакова Васильевича пожертвовали в монастырь собственноручно вышитую серебром ризу для Казанской иконы Божьей Матери (ныне в экспозиции Касимовского краеведческого музея). Другая икона, в шёлковой ризе, украшенная жемчугом и драгоценными камнями, была вкладом Марии Никифоровны, матери Иакова Васильевича. Семья царевича также устроила для чудотворной Казанской иконы бархатную ризу, шитую жемчугом и драгоценными камнями. Правители Касимова пожертвовали на содержание Казанского монастыря земли по берегу Оки, часть вотчин вне города. До своей смерти Василий Арсланович снабжал насельниц обители одеждой и продовольствием (ум. в 1679 г. в Москве, был погребён в московском во имя Иоанна Златоуста монастыре). После смерти сына царица Фатима содержала монастырь на свои средства. Жизнь Иакова Васильевича, его щедрая благотворительность были известны в городе и вызывали неудовольствие у некоторых его соотечественников – касимовских татар. Обстоятельства смерти Иакова Васильевича исследователям неизвестны.

 



 
PR-CY.ru