ИАКОВ, АЗАДАН и АВДИКИЙ

ИАКОВ, АЗАДАН и АВДИКИЙ – мученики Персидские (память 10 апреля, память в Западной церкви 22 апреля). Согласно византийскому церковному историку V в. Созомену, пресвитер Иаков, диаконы Азадан и Авдикий пострадали при персидском шахе Шапуре II (309–379 гг.) вместе со священномучениками Акепсимом, Иосифом и Анфалом. Однако в сирийской и греческой версиях Мученичества этих святых сведений об Иакове, Азадане и Авдикии не содержится. П. Петерс предположил, что Созомен пользовался несколькими независимыми сирийскими источниками, сведения об Иакове и Азадане были почерпнуты им из сирийского Мученичества. Согласно этому источнику, Иаков был родом из деревни Аспаргальтар, Азадан – из Бет-Наггаре (обе деревни предположительно находились в Адиабене). Они были схвачены и доставлены «первомагу» (мобеду) города Арбела, который долго пытал их, затем велел привязать обнажёнными к дереву и оставить на морозе на всю ночь. После вторичного отказа принести жертвы солнцу Иаков, Азадан и Авдикий были усечены мечом в Страстную пятницу 371 или 377 г. Совершивший казнь палач омыл меч в небольшом озере неподалёку от места казни, и его воды обратились в кровь. Авдикий может быть отождествлён с мучеником Авдиесом (по-гречески их имена пишутся одинаково), чья память вместе с мучениками Персидскими Илиодором и Досой (Дисаном), Мариавом и другими 9 апреля. В таком случае он был казнён в 362 или 364 г. В сирийском мартирологе IV в. Азадан и Авдикий упомянуты в числе диаконов, пострадавших при Шапуре II. Различные греческие синаксари помещают память Иакова и Азадана под 10, 14, 15, 17 и 18 апреля. Сведения в Римском мартирологе под 22 апреля основаны на сообщении Созомена. Бытующая в русской традиции форма имени Авдикий объясняется среднегреческой и новогреческой формой Авдисий.

 
PR-CY.ru