ИОРЕСТ

ИОРЕСТ (около 1600 – около 1657 гг.) – митрополит Трансильванский, исповедник (память в Румынской церкви 24 апреля; память в Сербской церкви 24 мая). Родился в крестьянской семье, как полагают исследователи, в области Марамуреш (северная часть Трансильвании). В крещении получил имя Илия. Юношей поступил в монастырь Путна и был пострижен в монашество. В монастыре выучился грамоте, искусству каллиграфии, а также иконописи. В 1624 г. рукоположён во иерея. В 1637 г. Иорест уже был настоятелем монастыря, о чём свидетельствует надпись на рукописи «Хроники» Симеона Логофета на старославянском языке из монастырской библиотеки. В сентябре 1640 г., после кончины митрополита Трансильванского Геннадия II, был среди кандидатов на митрополичий престол вместе с игуменом монастыря Говора Мелетием Македонянином и неким «протопопом» из Хацега. Иорест, получив поддержку молдавского господаря Василие Лупу, был поставлен митрополитом Трансильванским. Хиротонию Иорест совершил в кафедральном соборе в Тырговиште митрополит Унгро-Влахийский Феофил. Иорест занялся устройством церковной жизни в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и приходские священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата ещё его предшественником. Деятельность Иореста, направленная на укрепление православной веры и противодействие кальвинистской пропаганде, вызвала недовольство протестантских властей Трансильвании. В феврале 1643 г. Иорест был удалён с кафедры и заключён в тюрьму, где провёл вместе с другими православными священниками и монахами девять месяцев. Причины удаления Иореста были как религиозные, так и политические. В вину митрополиту было поставлено препятствие распространению кальвинистского «Катехизиса», отпечатанного в 1642 г. на румынском языке в селе Присакэ. К тому же в это время обострились отношения между князем Трансильвании Дьёрдем I Ракоци и господарем Василие Лупу, который продолжал поддерживать Иореста. В ноябре 1643 г. Иорест был освобождён при условии уплаты в казну княжества штрафа в 1 тыс. талеров. Такой значительной суммы не нашлось, и тогда 24 православных верующих за него поручились. Иорест отправился для сбора денег в монастырь Путна. В июне 1645 г. вместе с монахом Германом и со своим племянником Иорест поехал в Россию с целью продолжить сбор денежной помощи; преподнёс в дар русскому царю Михаилу Фёдоровичу Романову частицу мощей великомученика Димитрия Солунского. В ответ на просьбу о помощи Иорест получил многочисленные дары и денежные подношения. Его пребывание в России продолжалось около года, в течение которого он совершил паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и посетил многие храмы. Сведения о дальнейшей судьбе Иореста после возвращения в страну разнятся. Согласно одним источникам, Иорест якобы был избран в 1655 г. епископом Хушским. Другие исследователи полагают, что сразу после приезда из России Иорест удалился в монастырь Путна и скончался в 1678 г. Исследователи полагают, что он был погребён у стен монастырской церкви, где были открыты архиерейские могилы. Священный Синод Румынской православной церкви на заседании, состоявшемся 28 февраля 1950 г., принял решение о причислении Иореста к лику святых. 21 октября 1955 г. в соборе Воссоединения в Алба-Юлии состоялась торжественная канонизация Иореста. Память Иореста празднуется одновременно с памятью другого исповедника православия – епископа Саввы (Бранковича).

 
PR-CY.ru