ИННОКЕНТЬЕВЦЫ

ИННОКЕНТЬЕВЦЫ – течение в рамках русского православия, псевдоправославная секта хлыстовского толка, возникшая в начале XX в. Название происходит от имени основатели иеромонаха Иннокентия (Ивана Васильевича Левизора, 1875–1917 гг.). В 1906 г. в городе Балта (ныне Одесская область, Украина) была основана мужская община. В 1908 г. по решению Синода состоялось официальное открытие Покровского мужского монастыря. В мае того же года в монастырь с приходского кладбища были перенесены мощи Феодосия (Левицкого). Ещё до перенесения мощей возникли слухи, что появился новый святой, по молитвам которого можно получить исцеление от болезней. На поклонение мощам стали приходить крестьяне из Херсонской, Бессарабской и других близлежащих губерний. Это было связано с проповедями, которые произносил у гробницы иеромонах Иннокентий. Он родился в селе Косоуцы Сорокского уезда Бессарабской губернии (ныне Косэуць Сорокского района Республики Молдова), в 1895 г. поступил в Добрушский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь, откуда был исключён за «недостойное поведение по отношению к особам женского пола». Какое-то время подвизался в других монастырях Российской империи: в Почаевской лавре, а также в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. В Петербурге посещал службы Иоанна Кронштадтского и сблизился с иоаннитами, встречался с Григорием Ефимовичем Распутиным, но затем вернулся на родину, поступил в Феодосиевский монастырь в городе Балта Подольской епархии, принял постриг с именем Иннокентий, 15 августа 1908 г. был посвящён во диакона, а вскоре и во иерея. Приобрёл большую популярность среди паломников проповедями на молдавском языке, в которых обличал грехи мира и призывал покаяться перед приближающимся концом света. Если вначале Иннокентий представлялся как посредник между мирянами и Феодосием, молитв которого он просил для больных и нуждающихся, то позднее стал именовать себя посланником Христа, исцеляющим от болезней и изгоняющим бесов, Илиёй, Енохом, воплотившимся Святым Духом (т.к. в него вошёл голубь). Архиепископ Кишинёвский и Хотинский Серафим (Чичагов), озабоченный этими событиями, вызвал комиссию из Синода, которая прибыла в монастырь 22 мая 1909 г. Она приняла решение почитать Феодосия (Левицкого) как местночтимого святого, перенести в монастырскую церковь останки священника Балтской Николаевской церкви Феодосия (Феодосия Нестеровича Левицкого), а Иннокентия, который объявил себя мистическим посредником между Феодосием и верующими, перевести под строгий контроль в Каменец-Подольский. Решение вступило в силу в 1910 г., после того как Иннокентий обратился к народу, называя себя последним Судиёй мира, т.е. Иисусом Христом. Он проповедовал греховность людей и близость конца света, требовал от своих последователей подготовки к Страшному Суду. Для этого человек должен пребывать в постоянном раскаянии за содеянные грехи; устанавливался запрет на употребление мяса, распитие спиртных напитков, курение. Феодосиевский монастырь стал центром массового паломничества. Социальную основу течения составило, главным образом, молдавское и украинское крестьянство. Течение получило распространение в Бессарабии, Галиции, Одесской и Херсонской губерниях.

 



 
PR-CY.ru