ИННА, ПИННА и РИММА

ИННА, ПИННА и РИММА (около середины IV в.) – мученики Готские (память 20 января, 20 июня). Первоначальный текст Мученичества (как полагают исследователи, второй половины IV в.) не сохранился; в рукописи XI в. содержится краткое извлечение из него (эпитома); также известны исследователям сказания в византийских стишных синаксарях конца X – XIII вв. Согласно эпитоме, Инна, Пинна и Римма происходили «из северной варварской страны» и были учениками апостола Андрея Первозванного. Они успешно проповедовали и многих язычников обратили ко Христу. Узнав об этом, правитель уговорами и угрозами пытался убедить Инну, Пинну и Римму поклониться идолам, но они отказались. Была суровая зима, и реку сковало льдом. Правитель приказал вбить посреди реки колья и привязать к ним мучеников. Колья постепенно уходили под лёд, и, когда вода достигла шей мучеников, они предали души Богу. Христиане похоронили их останки. Спустя семь лет епископ Годда перенёс мощи Инны, Пинны и Риммы в порт Алиск. В заглавии эпитомы указано, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Готии (в Минологии императора Василия II (конец X – начало XI вв.) употреблено архаичное название – Скифия). Христианство среди готов стало активно распространяться только с IV в., а около середины IV в. у этих племён за Дунаем происходила борьба между язычниками и христианами, сопровождавшаяся массовым гонением на  христиан. Таким образом, указание на связь Инны, Пинны и Риммы с апостолом Андреем, по мнению исследователей, является анахронизмом. Профессор Евгений Евстигнеевич Голубинский предположил, что Инна, Пинна и Римма пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены в порт Алиск или Аликс, который находился на месте современной Алушты. Архиепископ Филарет (Гумилёвский) отождествил Инну, Пинну и Римму с мучениками Фирсом, Кириаком и Геллиником (Каллиником), упоминаемыми под 20 января в Мартирологе Иеронима Стридонского. Географическое указание «в Ниведуне» (город в Нижней Мёзии) митрополит Филарет (Гумилёвский) интерпретировал как город Новый Дунаец на берегу Дуная и сделал вывод, что Инна, Пинна и Римма имели славянское происхождение. Однако, согласно комментарию Ипполита Делеэ к Мартирологу, мученик Кириак пострадал в Никомидии, а мученики Фирс и Геллиник – в Вифинии в середине III в. Таким образом, мнение архиепископа Филарета (Гумилёвский), нашедшее отражение в календаре РПЦ, следует считать необоснованным. Поскольку дата кончины Инны, Пинны и Риммы была неизвестна, память первоначально отмечалась в день перенесения мощей (20 июня). Со временем в византийских синаксарях появилась дата мученичества Инны, Пинны и Риммы 20 января (летний месяц был заменён зимним на основании обстоятельств казни), ставшая основным днем памяти Инны, Пинн и Риммы в Элладской православной церкви. В календаре РПЦ сохранились обе даты. В настоящее время имена Инны, Пинны и Риммы употребляются как женские.

 
PR-CY.ru