ИММАНЕНТНОСТЬ

ИММАНЕНТНОСТЬ (от лат. immaneo – пребываю в чём-нибудь) – в противоположность трансцендентности обозначает в учении о Боге живое и деятельное вездеприсутствие Бога в созданном Им мире, тогда как под трансцендентностью понимается Его премирное бытие. Доктрина или теория имманентности считает, что божественный мир охватывает материальный мир или проявляется в нём. Он проводится некоторыми философскими и метафизическими теориями как божественное присутствие. Имманентность обычно применяется в монотеистической, пантеистической, или же панентеистической вере, чтобы предположить, что духовный мир пронизывает земной. Его часто противопоставляют теориям превосходства, в которых божественное видится вне материального мира. Имманентность Бога миру односторонне понимается пантеистами, которые отождествляют Бога с миром и считают Бога мировой душой или основой мира, чем исключается премирное бытие Бога. Наоборот, деисты отрицают имманентность Бога миру (см. Деизм) и учат о Его полной трансцендентности. Многие исследователи считают, что истина лежит в христианском теизме, в котором оба понятия получают должный смысл. Основные религии обычно прилагают значительные философские усилия к объяснению взаимосвязи между имманентностью и трансцендентностью, но делают это по-разному, например, выдавать имманентность как характеристику трансцендентного Бога (часто встречается в авраамических религиях), включать имманентного личного бога в более великом трансцендентном существе (например, Брахман в индуизме), или же подходить к вопросу трансцендентности как к чему-то, на что можно ответить только через оценку имманентности. Другое значение имманентности – это способность быть в пределах или оставаться в пределах личности, мира или разума. Это значение больше распространено в христианской и другой монотеистической теологии, в которой считается, что один Бог превосходит своё творение. Пифагореизм говорит, что Ум – это разумный принцип мира, действующий с особым намерением; божественная причина рассматривается в неоплатонизме как первая эманация божественного. От Ума появляется мировая душа, что даёт начало проявленному царству. Пифагореизм продолжает говорить Божество – Отец, Мать и Сын (Зевс). В сознании Зевса Идеи чётко сформулированы и становятся Логотипами, которыми он создаёт мир. Эти Идеи становятся активными в Разуме (Уме) Зевса. С ним – Сила, а от него – Ум. Это богословие дальше объясняет, что Зевс называется Демиургом (Демиургосом, Создателем). Ум Демиурга проявляется вовне, становясь живыми идеями. Они дают начало роду смертных человеческих душ. Компоненты души: 1) высшая душа, вместилище интуитивного разума (божественный ум); 2) разумная душа (место дискурсивной причины); 3) неразумная душа (алогия), отвечающая за чувства, аппетиты и движения. Зевс мыслит сформулированными идеями (Логос). Идея идей (Эйдос – Эйдон), представляет собой модель Парадигмы Вселенной, которую Демиург рассматривает в своём артикулировании Идеи и его создание мира, согласно Логосу. Тантрический буддизм постулирует недвойственную основу как для опыта, так и для реальности, которую можно рассматривать как изложение философии имманентности, имеющей историю на субконтиненте Индии с раннего периода нашей эры до наших дней.

 



 
PR-CY.ru