ИСОХРИСТЫ

ИСОХРИСТЫ (греч. букв. – «равные Христу») – наименование одного из направлений в среде палестинских монахов-оригенистов VI в. Основным источником сведений об исохристах служит «Житие преподобного Саввы Освященного», написанное Кириллом Скифопольским. После смерти Нонна, предводителя оригенистов Новой лавры и распространителя оригенизма в Палестине (547 г.), между монахами-оригенистами Новой лавры и лавры Фирмина произошло разделение по догматическим вопросам. В соответствии с особенностями богословских воззрений первые получили от своих противников название «исохристы», вторые – «протоктисты» (букв. – «сотворённые от начала», «первозданные») или «тетрадиты» («четверичники», т.е. вводящие вместо Троицы четверицу, – название, обычно усваиваемое в это время монофизитам). О сущности учения исохристов исследователи судят из самого их названия. Исходя из христологических и антропологических взглядов Оригена, они считали, что при апокатастасисе (всеобщем восстановлении) все станут «равны Христу», т.е. смогут восстановить свой ум в первоначальном созерцании Бога, подобно не претерпевшему грехопадения уму, ставшему в боговоплощении душой Христа. К сторонникам исохристов принадлежал Феодор Аскида (до 537 г. – игумен Новой лавры, затем епископ Кесарии Каппадокийской). По его словам, «если ныне апостолы и мученики чудодействуют и пользуются столь великой честью, то, если предположить, что при восстановлении они не будут равны Христу, каково будет восстановление их. В соответствии со взглядами Евагрия Понтийского, который придавал догматическому учению Оригена характер аскетической практики, такое восстановление возможно благодаря одной лишь молитве («умному деланию»). В этом смысле исохристов исследователи рассматривают как крайних оригенистов и твёрдых последователей Евагрия Понтийского. Епископ Феодор Кесарийский многих из исохристов рукоположил в епископа или поставил в игумены. После кончины Иерусалимского патриарха Петра на престол стараниями монахов Новой лавры был возведён Макарий II. Однако это вызвало волнения в Иерусалиме, после чего указом императора он был смещён, и на Патриарший престол был поставлен Евстохий (552/553 г.). Окончательное осуждение учения исохристов состоялось в 553 г. на пятом Вселенском соборе, который принял 15 анафематизмов, осуждавших оригенизм (см. особенно 13-й анафематизм: «Если кто говорит, что Христос ни единого всеконечно не будет иметь отличия ни от одного из разумных (существ), ни сущностью, ни знанием, ни всяческой силой или энергией, но все будут одесную Бога, как и их Христос, как и в баснословимом ими предсуществовании (они все) пребывали: да будет анафема»). Как показал Антуан Гийомон, формулировки тезисов, анафематствуемых Собором 553 г. (по сравнению с анафематизмами 543 г.), заимствованы, главным образом, из «Гностических глав» Евагрия Понтийского (во второй сирийской редакции), что позволило А. Гийомону охарактеризовать исохристов как евагрианскую секту. Осуждение оригенизма подписали все палестинские епископы. Однако новолаврские исохристы не приняли решение Собора и отделились от вселенского общения. После безрезультатных попыток патриарха Евстохия на протяжении восьми месяцев переубедить их по приказу правителя Палестины Анастасия исохристы были изгнаны из Новой лавры (554 г.), на их месте поселились 120 православных монахов, в том числе 60 монахов из Великой лавры преподобного Саввы Освященного, среди которых был Кирилл Скифопольский.

 
PR-CY.ru