ИОАНН VIII
ИОАНН VIII – Иерусалимский патриарх (1106/1107 – раньше 1122 гг.). Краткие сведения об Иоанне содержатся в анонимном трактате «О епископских перестановках» в редакции конца XIII в. и в изложении византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). Иоанн был евнухом, греком по происхождению; владел, по мнению исследователей, арабским языком. В 1090 гг. занимал кафедру архиепископа Тира и Сидона. В 1097/1098 г. бежал из Тира в Иерусалим от преследований фатимидского везира. Приблизительно в то же время Иерусалимский патриарх Симеон II (ум. в 1099 или 1106 г.) из-за междоусобной борьбы сельджукских эмиров покинул Святой град и переселился на Кипр. Оставшееся в Палестине православное духовенство избрало своим главой Иоанна. В 1099 г. Иерусалим был захвачен крестоносцами, которые учредили латинский Иерусалимский патриархат (см. в ст. Латинские патриархаты). Однако, несмотря на распад иерархических структур православной церкви во владениях крестоносцев, отдельные православные епископы вели богослужение по византийскому обряду для местных христиан-мелькитов и рукополагали священников, но при этом не имели церковно-административной власти. Исследователи полагают, что именно в таком качестве Иоанн несколько лет оставался в Иерусалиме при латинских архиереях. Статус Иоанна в период его пребывания в Иерусалиме исследователям неясен, поскольку остаётся открытым вопрос о дате кончины патриарха Симеона II. В то же время едва ли латинские церковные власти допустили бы существование в Иерусалиме параллельной православной иерархии во главе с патриархом. Иоанн мог считаться местоблюстителем Патриаршего престола. В 1107/1108 г. он переехал из Палестины в Константинополь, где Священным Синодом Константинопольской церкви был признан законным Иерусалимским патриархом. Иоанн проживал в монастыре св. Диомида в Константинополе до кончины. Ему приписывается авторство двух «Слов об опресноках», одно из которых было составлено по материалам диспута Иоанна с неким латинским «философом» в Иерусалиме. Эти сочинения переписывались в православных монастырях Палестины в эпоху крестоносцев, впоследствии были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой в составе обширной антологии греческой антикатолической литературы «Томос любви» (1698 г.; третий трактат на ту же тему, изданный под именем Иоанна, в действительности принадлежит митрополиту Евстратию Никейскому. Спорным является авторство Иоанна в отношении трактата «Синодик» о происхождении схизмы 1054 г. Некоторые исследователи (М. Жюжи, Ф. Деторакис, Р. Обер) атрибутировали Иоанну греческую версию «Жития Иоанна Дамаскина», однако исследователи считают более вероятным, что её автором является Иоанн VII.