ИОАНН VIII

ИОАНН VIII – Иерусалимский  патриарх (1106/1107 – раньше 1122 гг.). Краткие сведения об Иоанне содержатся в анонимном трактате «О епископских перестановках» в редакции конца XIII в. и в изложении византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.). Иоанн был евнухом, греком по происхождению; владел, по мнению исследователей, арабским языком. В 1090 гг. занимал кафедру архиепископа Тира и Сидона. В 1097/1098 г. бежал из Тира в Иерусалим от преследований фатимидского везира. Приблизительно в то же время Иерусалимский патриарх Симеон II (ум. в 1099 или 1106 г.) из-за междоусобной борьбы сельджукских эмиров покинул Святой град и переселился на Кипр. Оставшееся в Палестине православное духовенство избрало своим главой Иоанна. В 1099 г. Иерусалим был захвачен крестоносцами, которые учредили латинский Иерусалимский патриархат (см. в ст. Латинские патриархаты). Однако, несмотря на распад иерархических структур православной церкви во владениях крестоносцев, отдельные православные епископы вели богослужение по византийскому обряду для местных христиан-мелькитов и рукополагали священников, но при этом не имели церковно-административной власти. Исследователи полагают, что именно в таком качестве Иоанн несколько лет оставался в Иерусалиме при латинских архиереях. Статус Иоанна в период его пребывания в Иерусалиме исследователям неясен, поскольку остаётся открытым вопрос о дате кончины патриарха Симеона II. В то же время едва ли латинские церковные власти допустили бы существование в Иерусалиме параллельной православной иерархии во главе с патриархом. Иоанн мог считаться местоблюстителем Патриаршего престола. В 1107/1108 г. он переехал из Палестины в Константинополь, где Священным Синодом Константинопольской церкви был признан законным Иерусалимским патриархом. Иоанн проживал в монастыре св. Диомида в Константинополе до кончины. Ему приписывается авторство двух «Слов об опресноках», одно из которых было составлено по материалам диспута Иоанна с неким латинским «философом» в Иерусалиме. Эти сочинения переписывались в православных монастырях Палестины в эпоху крестоносцев, впоследствии были изданы Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой в составе обширной антологии греческой антикатолической литературы «Томос любви» (1698 г.; третий трактат на ту же тему, изданный под именем Иоанна, в действительности принадлежит митрополиту Евстратию Никейскому. Спорным является авторство Иоанна в отношении трактата «Синодик» о происхождении схизмы 1054 г. Некоторые исследователи (М. Жюжи, Ф. Деторакис, Р. Обер) атрибутировали Иоанну греческую версию «Жития Иоанна Дамаскина», однако исследователи считают более вероятным, что её автором является Иоанн VII.

 
PR-CY.ru