ИОАНН V

ИОАНН V – патриарх Иерусалимский (705–735 гг.). Даты патриаршества Иоанна V приводит византийский хронист преподобный Феофан Исповедник (начало IX в.), и они считаются общепринятыми. Александрийский патриарх Евтихий (X в.) в своей хронике относит поставление Иоанна V к 668 г. (седьмой год халифата Муавии) и указывает, что Иоанн V занимал престол сорок лет. Исходя из этого, русский исследователь XIX в. Андрей Николаевич Муравьёв пытался отождествить Иоанна V с Филадельфийским епископом Иоанном, местоблюстителем Иерусалимского престола в середине VII в. Однако неоднократные упоминания Иоанна V в трудах его современника преподобного Иоанна Дамаскина подтверждают сообщения преподобного Феофана о том, что Иоанн V жил в первой трети VIII в. Бóльшую часть своего правления (до 727 г.) Иоанн V оставался единственным православным патриархом на Ближнем Востоке (Александрийская и Антиохийская кафедры вдовствовали). Палестинская церковная история этого времени известна исследователям фрагментарно. Материалы археологических раскопок в Палестине и Заиорданье свидетельствуют о сохранении значительного христианского присутствия и традиционного византийского уклада жизни в регионе. Действовала церковная иерархия, ремонтировались и перестраивались храмы. Ко времени патриаршества Иоанна V исследователи относят, в частности, мозаики трёх церквей в Хирбат-эс-Самра близ Герасы (начало VIII в.), мозаики конца 710 гг. церквей в Маине (под Мадабой) и Умм-эр-Расасе. Наличие в Святой земле многочисленной и относительно процветающей христианской общины, множества храмов и монастырей подтверждает западный паломник св. Виллибальд, посетивший Палестину в 723–727 гг. Наряду с этим в начале VIII в. отношение Омейядов к мелькитам ухудшилось по сравнению с первыми десятилетиями мусульманского владычества. В правление халифа Умара II (717–720 гг.) первое религиозное гонение на христиан сопровождалось увольнением со службы чиновников, бытовой дискриминацией и поощрением перехода в ислам. К 724 или 725 г. агиографическая традиция относит казнь в Иерусалиме 60 византийских архонтов-паломников, не успевших покинуть Святую землю до истечения срока перемирия между Византией и Халифатом (см. ст. Иерусалимские мученики). При халифе Язиде II в 724 г. был принят указ об уничтожении изображений живых существ в церквах (впрочем, иконоборческие гонения продолжались недолго). Археологические данные свидетельствуют о целенаправленном повреждении мозаик в некоторых иорданских церквах, однако впоследствии мозаики были тщательно восстановлены. После начала движения иконоборчества в Византии (726 г.) Ближний Восток стал одним из главных очагов сопротивления ереси. По сообщению Феофана Исповедника, в начале 730 гг., когда ужесточились преследования иконопочитателей в Византии, многие восточные епископы и преподобный Иоанн Дамаскин предали анафеме императора Льва III Исавра. Опала Иоанна Дамаскина и его уход в палестинскую лавру св. Саввы способствовали его сближению с Иоанном V. Считается, что Иоанн V призвал преподобного Иоанна из лавры в Иерусалим, рукоположил во пресвитера и сделал проповедником при храме Гроба Господня. В «Послании о Трисвятой песне» преподобный Иоанн подчёркивает свои близкие отношения с Иоанном V, называет себя его учеником, а Иоанна V – «[жертвенным] тельцом», на основании чего исследователи предполагают, что патриарх претерпел страдания за веру.

 
PR-CY.ru