ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ

ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано (1386–1456 гг.) – францисканец, проповедник, политический деятель, святой католической церкви (память 23 октября). Важными источниками сведений о жизни Иоанна Капистранского являются его переписка (сохранилось больше 700 посланий; частично издано) и многочисленные жизнеописания, составление которых началось уже в 1470 гг. В первом Житии (автор – Николо Телло из Фары, спутник Иоанна Капистранского в Германии) подробно описаны события в Венгрии, тогда как деятельность Иоанна Капистранского в Германии, Чехии и Польше представлена лишь в общих чертах. Составитель второго Жития Кристофоро Пичинелли из Варесе сопровождал Иоанна Капистранского в Германии и Чехии. Это Житие ещё при жизни составителя в сокращённом виде было переведено на итальянский язык. Джироламо из Удине, входивший в круг близких к Иоанну Капистранскому людей, составил краткое третье Житие, где подробно описал события в Венгрии, осаду Белграда, болезнь и кончину Иоанна Капистранского. К агиографическим сочинениям примыкает ряд посланий. В посланиях Николо Телло францисканцам-обсервантам Тосканы (от 4 и 24 июля 1451 г.) сообщается о прибытии Иоанна Капистранского в Австрию и о чудесах, совершённых им в Вене, а также о начале его инквизиторской деятельности в Германии. В разосланном по всем провинциям францисканского Ордена послании 1457 г. описана кончина Иоанна Капистранского, а в двух посланиях францисканца Джованни Тальякоццо католическому святому Иакову из Марки рассказывается об осаде Белграда турками и также о кончине Иоанна Капистранского. В конце 1450 гг. по инициативе жителей Уйлака был составлен сборник посмертных чудес Иоанна Капистранского (до апреля 1458 г.). В рукописных кодексах сборник чудес часто объединялся с сочинением «Praecanonizatio» («Предканонизация») Петера Шопрони, одного из венгерских спутников Иоанна Капистранского. Произведение, где восхвалялись добродетели Иоанна Капистранского, было написано в ожидании его скорой канонизации, на которой в 1450–1460 гг. настаивали влиятельные члены францисканского Ордена и король Венгрии Матьяш I Хуньяди. Во второй половине XVII в. историограф францисканского Ордена Лука Ваддинг опубликовал комплекс документов о деятельности Иоанна Капистранского (сведения об Иоанне Капистранском разбросаны по разным томам, за исключением последнего издания (Quaracchi, 1931–1935 гг.), где они собраны в томах 10–13). На основе опубликованных материалов испанский обсервант Э. Гонсалес де Торрес составил ещё одно жизнеописание и поместил его в пятой части «Серафической хроники» («Chronica seraphica»; продолжение «Серафической хроники» Д. Корнехо). Чешский обсервант А. Эрманн в сочинении «Торжествующий Капистран, или Фундаментальная история о св. Иоанне Капистранском» («Capistranus triumphans seu Historia fundamentalis de S. Joanne Capestrano») в 1700 г. привёл как документальные свидетельства (в основном, опираясь на издание Л. Ваддинга), так и составленные им благочестивые стихотворения. В 1691 г. было издано первое Житие Иоанна Капистранского на немецком языке. В 1758 г. появилось его анонимное Житие на фламандском языке.

 



 
PR-CY.ru