ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН

ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (вторая половина XIV в. – после 1404/1405 г.) – инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в котором описано путешествие в Константинополь. Исследователи полагают, что Игнатий Смольнянин был уроженцем Смоленска или Смоленской земли. Известно, что его родителей звали Юрий и Мария, и что он принял постриг в смоленском монастыре Спаса на Смядыни. Попытку реконструкции биографии Игнатия Смольнянина предпринял дипломат Сергей Васильевич Арсеньев, однако она, по мнению исследователей, носит во многом гипотетический характер и несколько модернизирована. Вопреки утвердившемуся в литературе начиная с этнографа Ивана Петровича Сахарова обычаю называть Игнатия Смольнянина иеродиаконом или диаконом он не имел сана (во всяком случае, ещё в начале 1390 гг.), будучи, по собственному свидетельству, простым иноком. Из сочинения Игнатия Смольнянина исследователям известно, что в 1389–1393 гг. он, сопровождая Смоленского епископа св. Михаила, участвовал в поездке в Константинополь в составе посольства митрополита Пимена, который стремился сохранить за собой митрополичий престол. В памятнике подробно, с фиксацией точных дат описан путь от Москвы до Константинополя, которым посольство через Рязань по Дону, Азовскому и Чёрному морям добиралось до столицы Византии. Эта подробность повествования делает сочинение Игнатия Смольнянина неоценимым источником по истории не только русского паломничества, но и средневековых торговых связей Северо-Восточной Руси с Причерноморьем и Византией. Автор рассказал и о трудностях этого пути, в частности, об аресте митрополита Пимена и некоторых людей из его свиты в Азове заимодавцами за старые долги. Значительное место в повествовании занимает описание пейзажа и погодных условий, игравших большую роль в путешествии по морю. В Константинополе Игнатий Смольнянин жил вместе с епископом Михаилом в монастыре Пантократора, где владыка был обладателем двух братских долей – адельфатов («суща в том монастыри дов аделфатника»). Описания святынь и достопримечательностей Константинополя выполнены Игнатием Смольнянином в традиционной для жанра манере: перечень святынь сопровождается кратким изложением связанных с ними легенд. Автор привёл обмеры «шеи» купола и «окон шейных» Софийского собора, описал «Пещное действо», ипподром, «Змеиную колонну». Значительная часть рассказа о Константинополе отведена характеристике политической обстановки в столице Византии. Игнатий Смольнянин описал борьбу за византийский трон внутри династии Палеологов: между императором Иоанном IV и его сыном Мануилом II, с одной стороны, и Иоанном VII, которого поддерживали турки, с другой стороны. Игнатий Смольнянин подробно передал венчание на царство Мануила II. Точность описания делает его сочинение ценнейшим источником сведений о династической и политической борьбе в Константинополе в 1390 и 1391 гг. Рассказ Игнатия Смольнянина о коронации императора Мануила II в виде самостоятельной статьи переписывался в XVI–XVIII вв., в том числе в составе чинов венчаний на царство вплоть до времени императрицы Елизаветы Петровны, на содержание которых он оказал существенное воздействие. Игнатий Смольнянин зафиксировал как свежайшую новость устное (не вполне точное) свидетельство об исходе Косовской битвы (1 августа 1389 г.) между войсками османского султана Мурада II и сербского князя св. Лазаря, сообщив, что оба предводителя погибли в стычке или во встречном бою («на суиме»). «Хожение...» также содержит сведения о русских в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru