ИВ

ИВ (VII в.?) – святитель (память в Западной церкви 24 апреля, 10 июня), почитается как персидский проповедник в Англии. Наиболее ранние свидетельства о почитании Ива содержались в несохранившемся Житии, написанном в начале XI в. Андреем (Витманом), аббатом монастыря Рамси. В конце XI в. агиограф Госцелин по заказу Гериберта, аббата Рамси, составил другое Житие, дополнив сочинение Андрея сведениями из устной традиции. 24 апреля 1001 или 1002 г. в селении Слепе (ныне Сент-Айвс, графство Кембриджшир) во время земледельческих работ был обнаружен саркофаг с останками неизвестного епископа. Останки, возможно, относились к римской эпохе и принадлежали человеку из поселения, расположенного на месте современного города Годманчестер. На место находки прибыл монах из Рамси, которому явился епископ, сообщил, что он Ив, и указал могилы трёх своих спутников. 10 июня по повелению аббата Эднота мощи святых были перенесены в Рамси, где со временем была выстроена церковь во имя Ива. Через некоторое время крестьяне сообщили о том, что по ночам они видели луч света, тянувшийся от Рамси до Слепе. В ознаменование этого чуда мощи спутников Ива были положены в серебряную раку и помещены в церковь в селении Слепе. У мощей Ива в монастыре Рамси совершались исцеления. Братия Рамси предприняла попытку собрать сведения об Иве. По свидетельству Госцелина, аббат Андрей, совершив паломничество в Иерусалим, сообщал, что Ив известен и широко почитается в Греции. По мнению исследователей, Андрей спутал этого Ива с Ивой, епископом Эдесским, или каким-либо другим восточным святым. На основе собранных сведений оформилась исторически недостоверная, по мнению исследователей, агиографическая легенда, согласно которой Ив родился в Персии и оставил родину ради проповеди Евангелия. Он направился на запад, посетив «Великую Асию», Иллирик, Рим и Галлию. Король франков убеждал его остаться в Галлии, но Ив отказался. Вместе с тремя спутниками, из которых назван сын сенатора Патрикий, святитель прибыл в Англию и до конца жизни проповедовал христианство в Мерсии. Другое Житие Ива, сохранившееся в редакции Иоанна из Тайнмута (XIV в.) и включённое в сборник Дж. Капгрейва «Новая легенда Англии» (XV в.), сообщает, что Ив и его брат Атанат были сыновьями Иома (Yomos), правителя «города фрианеев» (ciuitas Frianeos). Атанат вёл аскетический образ жизни и стал отшельником, Ив был рукоположён во епископа родного города и впоследствии возведён на архиепископскую кафедру города Азитания. Затем он со своими родственниками Ситием и Ютием отправился в паломничество ради Христа и добрался до Англии. Атанат остался на родине и творил там чудеса; его мощи, по утверждению агиографа, хранились «в Греции». Эти сведения, в том числе фантастические имена и названия городов никак не связаны с предшествующей агиографической традицией и, по мнению исследователей, появились в результате развития предания об Иве. Дальнейшее повествование согласуется со сведениями Жития, составленного Госцелином. В Житии Ива из сборника «Новая легенда Англии» приведено описание многочисленных чудес от мощей Ивы в Рамси. Пересказ агиографической легенды об Иве приводит в сочинении «Деяния английских епископов» Уильям из Малмсбери. Ив оставался местночтимым святым в монастыре Рамси и графстве Хантингдон, его память отмечалась также в аббатствах Или и Сент-Олбанс. Память святителя внесена в ряд поздних английских мартирологов. Почитание Ива прервалось в связи с Реформацией в Англии (XVI в.).

 
PR-CY.ru