ИВАН ЧЁРНЫЙ

ИВАН ЧЁРНЫЙ (ум. между 1487 и 1490 гг.) – «крылошанин», писатель, профессиональный книгописец, видный член московского придворного еретического кружка (см. Жидовствующие). Немногочисленные сведения об Иване Чёрном сохранились в его записях на рукописных книгах, где он трафаретно-униженно именует себя «Ивашко Чръной, якоже именем, такоже и делы», «Ио(анн) Чръны званием и деанми», в посланиях Новгородского архиепископа Геннадия (Гонзова) и в «Книге на новгородских еретиков» («Просветителе») Иосифа Волоцкого. Исследователи не смешивают Ивана Чёрного (как это делал, например, Евгений Евстигнеевич Голубинский) с Иваном Самочёрным, братом архимандрита Юрьева новгородского монастыря Кассиана, сожжённым в 1504 г. из-за принадлежности к жидовствующим. Исследователям известен ряд книг, в переписке и сверке текста которых принимал участие Иван Чёрный и на которых он оставил записи с упоминанием своего имени: Летописец Еллинский и Римский второй редакции (Российская государственная библиотека), 1485 г.; «Лествица» преподобного Иоанна Синайского с копией записи митрополита Киприана 1387 г. (Исторический музей), 1487 г.; Сборник ветхозаветных книг с Хронографом Троицким (Российская государственная библиотека), последняя четверть XV в. Иван Чёрный использовал разработанный, достаточно мелкий и красивый полуустав, восходящий к русским почеркам, которые сформировались в первой половине XV в., в эпоху второго южнославянского влияния (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру). Редакторские пометы и правку Ивана Чёрного исследователи обнаружили также на полях Сборника ветхозаветных книг конца XIV (?) – начала XV вв. (Российская государственная библиотека), послужившего оригиналом для рукописи Российской государственной библиотеки. По мнению исследователей, нуждается в дополнительном исследовании вопрос о принадлежности Ивану Чёрному глосс (в том числе «пермских») на полях рукописи Российской национальной библиотеки, содержащей ветхозаветные книги 16 пророков с толкованиями. Это – украинско-белорусский кодекс с сильно болгаризированной орфографией (даже считающийся в литературе южнославянским или молдавским); таким образом, речь может идти о копиях глосс Ивана Чёрного; факт, по мнению исследователей, имеет значение для истории пребывания книжника в Великом княжестве Литовском. Из набора оригиналов для копирования рукописей исследователи видят, что Иван Чёрный был авторитетным книгописцем, которому доверяли работать с книгами крупнейших столичных и подмосковных библиотек того времени – Троице-Сергиева монастыря и, как полагают исследователи, митрополичьей. Как человек начитанный Иван Чёрный привлёк внимание других членов московского кружка еретиков, отличавшегося пестротой состава. В литературе со времён статьи Дмитрия Сергеевича Лихачёва сложилось мнение, что Пискарёвский список Летописца Еллинского и Римского был изготовлен Иваном Чёрным в 1485 г. по повелению великого князя Ивана III Васильевича.  Однако исследователи считают, что для этого нет достаточных оснований.

 



 
PR-CY.ru