ИЕРОФЕЙ

ИЕРОФЕЙ (около 1520 – около 1602 гг.) – митрополит Монемвасийский (1572 – около 1590 гг.), друг и соратник Константинопольского патриарха Иеремии II Траноса и будущего патриарха Кирилла I Лукариса, Александрийских патриархов Мелетия I Пигаса и Сильвестра. Учился в Патриаршей школе в Константинополе у известного ритора и дидаскала Феофана Элеавулкоса. Иерофей был известен как талантливый каллиграф и переписчик рукописей. В 1569 г. был возведён в сан архимандрита, в 1572 г. поставлен митрополитом Монемвасии (Пелопоннес). В 1580 гг. поддерживал патриарха Иеремию II в его борьбе за патриаршую кафедру против митрополита Пахомия Кесарийского и митрополита Феолипта Филиппопольского. В 1587–1589 гг. сопровождал патриарха Иеремию II в его поездке по Западнорусской митрополии и в Москву. В середине 1580 гг. Священный Синод Константинопольской патриархии принял решение об отправке Иерофея для сбора пожертвований в Россию. По не известным исследователям причинам в поездку отправился и патриарх Иеремия II, Иерофей стал не главой посольства, а одним из спутников патриарха. О пребывании Иерофея в России сообщается в Хронике Псевдо-Дорофея и третьей книге Греческих дел Посольского приказа (24 июня 1588 г. – февраль 1594 г.). После прибытии в Москву вселенский патриарх и его свита были приняты в Кремле царём Фёдором Ивановичем (18 июля 1588 г.). Согласно московскому придворному церемониалу, гости побывали у государя «на приезде» и, покидая столицу, «на отъезде». В посольской книге прощальный визит греков в Кремль не зафиксирован, что исследователи объясняют либо утратой документа, с которого для книги делалась копия, либо утратой части книги. Описание последнего приёма Иеремии II у царя Фёдора Ивановича сохранил митрополит Арсений Элассонский. В феврале 1589 г. Иерофей в свите патриарха Иеремии II посетил Троице-Сергиев монастырь. На царских аудиенциях и во время посещения монастыря Иерофей, как и другие греческие иерархи, получил в дар иконы в серебряных окладах, кубки, меха, дорогие ткани и деньги, а также изделия троицкой расписной деревянной посуды. Иерофей был противником идеи учреждения патриаршества в Москве. Наряду с другими участниками посольства решительно отвергал предложение о занятии Иеремией II московской патриаршей кафедры. Иерофей доказывал, что Иеремия не может остаться в Москве, т.к. он не знает языка и местных обычаев, и не должен совмещать руководство двумя престолами. Когда же Иеремии II было предложено занять древний престол во Владимире, Иерофей в негодовании заметил, что «это было место хуже Кукуса» (куда в своё время был сослан Иоанн Златоуст). Московский акт об учреждении патриаршества в России Иерофей подписывать отказывался, «дабы не разделилась Церковь Божия, и не произошла великая схизма»; однако, видя согласие патриарха и бесполезность сопротивления, документ подписал (подробнее о поездке Иеремии II на Русь и учреждении Патриаршества в Москве см. ст. Иеремия II).

 



 
PR-CY.ru