ИЕРОФЕЙ

ИЕРОФЕЙ – иеромонах из Константинополя (вторая половина XIII в.). О происхождении Иерофея нет сведений; исследователи полагают, что он принял монашество в обители на Латрской горе в Малой Азии и учился у Никифора Влеммида. До 1275 г. жил в одном из монастырей недалеко от Эфеса. После низложения в 1265 г. Константинопольского патриарха Арсения Авториана, когда группа его сторонников объявила о разрыве отношений с Константинопольской патриархией и византийским императором Михаилом VIII Палеологом, Иерофей, хотя и остался в общении с официальной церковью, симпатизировал арсенитам. В период с 1263 по 1275 гг. в Константинополе между Иерофеем и папским легатом, епископом Кротонским Николаем, греком, который перешёл в католичество, состоялся первый диспут об исхождении Святого Духа. После заключения Лионской унии (1274 г.) Иерофей написал ряд полемических произведений с критикой учения о Filioque. Для доказательства исхождения Святого Духа только от Отца Иерофей помимо цитат из Священного Писания и отцов церкви использовал и собственные умозаключения, представляя отношения между Лицами Святой Троицы в виде различных геометрических построений. Резкие и неоднозначные формулировки и методы богословских доказательств Иерофея вызвали споры как среди латинян и сторонников унии, так и среди православных. В 1277–1278 гг. Иерофей был брошен в тюрьму, где в оправдание своих взглядов написал несколько сочинений. После освобождения (начало 1280 гг.) Иерофей составил речь к императору Михаилу VIII Палеологу, а затем «Увещевание против латинян» двум сторонникам унии – Луке Карнацу, ученику Николая Кротонского, и некоему монаху Нифонту, в которых назвал латинян еретиками, а сторонников унии – раскольниками, критикуя не только Filioque, но и католическую дисциплинарную практику. Дальнейшая судьба Иерофея исследователям неизвестна. В Ватиканской библиотеке сохранилось несколько приписываемых Иерофею литургических произведений (стихиры и канон) и два исповедания веры; в рукописях библиотеки Иерусалимского патриархата: 1) снабжённый акростихом догматический канон «В обличение говорящих, что Святой Дух исходит и от Сына и делающих Отца и Сына двумя причинами исхождения Духа, либо создающих для Них по отношению к Нему одно целое и смешивающих Лица по примеру Савеллия» (XIV в.); 2) догматическая стихира третьего гласа «В обличение и опровержение новых духоборов италийцев, говорящих, что Святой Дух исходит и от Сына»; 3) «Исповедальный канон философа монаха Иерофея Господу Нашему Иисусу Христу» четвёртого плагального (восьмого) гласа (XVI в.). Несмотря на единство темы, тождество авторов антилатинских Слов и канонов и стихир не доказано. Из всего наследия Иерофея издано только несколько фрагментов его антилатинских сочинений.

 
PR-CY.ru