ИСАИЯ

ИСАИЯ (XI в.) – основатель Киккского монастыря (Кипр), преподобный (память в Кипрской церкви 10 сентября). Сведения об Исаии содержатся в «Сказании о трёх иконах, написанных апостолом Лукой, где находится каждая из них, и об иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре», в «Хронике» Леонтия Махераса (первая половина XV в.), в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (Венеция, 1751 г.) Ефрема Афинянина (впоследствии Ефрем II, Иерусалимский патриарх) и в сочинении «Странствия по святым местам Востока» Василия Григорьевича Григоровича-Барского, посетившего Киккский монастырь в 1727 и 1735 гг. «Сказание...» было записано в 1422 г. со слов 125-летнего киккского иеромонаха Григория. Исследователям известны пять списков «Сказания...»: Александрийский (1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), Ватиканский (1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимский (1695 г., описан Афанасием Ивановичем Пападопуло-Керамевсом, издан К. Константинидисом), Никосийский (конец ХVII – начало XVIII вв., принадлежал священнику Папаставросу Папагафангелосу из церкви Пресвятой Богородицы Фанеромени в Никосии (Лефкосии), хранится в Музее Киккского монастыря, издан К. Спиридакисом), Китийской митрополии (1740 г., в настоящее время утрачен, издан А. Папагеоргиу). Ещё один не сохранившийся список стал основой сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего, по мнению исследователей, отражает оригинал Александрийский список. Время жизни Исаии и основания им Киккского монастыря исследователи точно установили благодаря упоминанию в этих источниках исторического лица – Мануила Вутомита. Согласно «Сказанию...», император Исаак I Комнин (1057–1059 гг.) назначил его дукой (наместником) Кипра. Однако из «Алексиады» исследователям известно, что Мануил Вутомит был полководцем другого императора из династии Комнинов – Алексея I (1081–1118 гг.). В 1092 г. он был послан на Кипр для подавления восстания Рапсомата, но не был дукой Кипра (назначен дукой Никеи в 1097 г.). Мануил посещал Кипр и позднее: в 1099 г. он останавливался на острове в составе посольства к антиохийскому князю Боэмунду I, а в 1112 г. – по пути в Триполи. На основании этих данных Ефрем Афинянин датировал описываемые в «Сказании...» события 1092 г. Однажды во время охоты дука Мануил Вутомит заблудился в лесах Троодоса и на горе Коккос встретил монаха-отшельника Исаию, одетого в козью шкуру. Разгневавшись на инока, который не хотел отвечать на вопросы, Мануил жестоко избил его. Вернувшись в резиденцию в Лефкосии, дука заболел. Поняв, что Бог наказал его за избиение инока, Мануил раскаялся и получил исцеление. Когда он решил отправиться к Исаии, чтобы просить прощения, Пресвятая Богородица в царском облачении явилась Исаии во сне, сообщила ему о намерении Мануила и велела, чтобы в качестве епитимии тот привёз Её икону из царского дворца в Константинополе. Дука попросил Исаию сопровождать его в этой поездке. Вскоре император назначил на Кипр наместника по имени Георгий (исследователям не известно по другим источникам), а Мануилу велел вернуться в Константинополь. Прибыв ко двору, Мануил не смог найти подходящий момент, чтобы изложить свою просьбу, и Исаия решил возвратиться на Кипр, т.к. его тяготила жизнь в столице. Мануил заказал для Исаии две иконы (Христа на престоле и двухчастную: Святой Троицы и Божьей Матери с Младенцем и предстоящими ктиторами – Мануилом Вутомитом и Исаией) и дал деньги на постройку церкви во имя Святой Троицы на горе Коккос.

 



 
PR-CY.ru