ИСАИЯ

ИСАИЯ – архиепископ Кипрский (не позднее 1204 г. – между 1209 и 1222 гг.). Занимал епископскую кафедру города Тивериада (ныне Тиверия, Израиль; В. Лоран ошибочно называл его архиепископом Лиддским), откуда бежал на Кипр после завоеваний Салах-ад-Дина. Из-за сложной политической ситуации, сложившейся после четвёртого Крестового похода и падения Константинополя в 1204 г., Кипрская кафедра некоторое время пребывала без архиепископа, поскольку раньше его избирал и присылал Константинопольский патриарх. Каноническому избранию препятствовало бегство патриарха Иоанна X Каматира в Дидимотих. В результате киприоты обратились к иерусалимскому королю и получили разрешение самостоятельно избрать нового предстоятеля Кипрской церкви. Это разрешение было получено до 1 апреля 1205 г., даты смерти Амори (Амальрика) де Лузиньяна, т.к. он был последним из кипрских королей, который носил титул Иерусалимского короля (этот титул Лузиньяны возвратили только в 1268 г., при короле Гуго III). Исаия был избран Кипрским архиепископом местными епископами, представителями монашества, низшего духовенства и мирян без санкции Константинопольского патриарха. Точное время его избрания исследователям неизвестно, в трактате «О перемещениях епископов» это событие относится к правлению византийского императора Исаака II Ангела (1185–1195, 1203–1204 гг.). Положение Исаии было крайне шатким из-за отсутствия одобрения патриарха, из-за недовольства греческого населения Кипра религиозными притеснениями со стороны латинян, а также из-за того, что крестоносцы подозревали нового архиепископа в симпатиях к Никейской империи. Благодаря действиям епископа Саввы Пафосского, обязанного своим избранием Исаии, вопрос о каноничности поставления архиепископа был вынесен на Собор 1209 г. и 17 июня решён в пользу Исаии: были подтверждены его избрание и сделанные им назначения. Для исследователей остаётся неизвестным, до какого срока Исаия занимал архиепископскую кафедру. Некоторые кипрские исследователи считают, что латинские Соборы в Лимасоле (17 октября 1220 г.) и в Фамагусте (12 сентября 1222 г.), на которых было заявлено о подчинении православных клириков католическому духовенству и феодалам, проводились во время архиепископства Исаии. По сообщению «Истории Иерусалимских патриархов», составленной Иерусалимским патриархом Досифеем II Нотарой, Исаия якобы отправился в Никею, чтобы покаяться в своём вынужденном признании власти папы Римского. Патриарх Мануил I Сарантин (1216–1222 гг.) принял Исаию и отпустил ему это прегрешение, после чего латиняне запретили Исаии возвращаться на Кипр. Однако эти сведения более ничем не подтверждаются; по мнению В. Лорана, патриарх Досифей приписал Исаии эпизод из жизни одного из его преемников – Кипрского архиепископа Неофита. Исаия упоминается в синодике Кипрских архиепископов, включённом в «Хронику» Леонтия Махераса (первая половина XV в.), после Софрония (упоминается в 1191 г.) и перед Симеоном-Иларионом (упоминается в 1222 г.).

 
PR-CY.ru