ИСААКИЙ

ИСААКИЙ (ум. в 1387/1388 г.) – Радонежский, молчальник, преподобный (память 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Основными источниками сведений о святом являются древнерусские летописи лаврентьевско-троицкой группы, Житие Сергия Радонежского в нескольких редакциях и службы преподобному Сергию. Происхождение Исаакия, обстоятельства и время его прихода в Троице-Сергиев монастырь (см. Троице-Сергиева лавра) исследователям неизвестны. Пахомий Логофет не включил Исаакия в число первых 12 насельников обители, поэтому исследователи предполагают, что Исаакий появился в монастыре после 1354 г., когда преподобный Сергий стал настоятелем. В Троицкой летописи начала XV в. Исаакий фигурирует как «раб Божии Исакии, чернец, молчалник, ученик великаго отца игумена Сергиа, преподобнаго старца». В третьей (по классификации Бориса Михайловича Клосса) редакции Жития преподобного Сергия, написанной Пахомием Логофетом, Исаакий охарактеризован как «в чюдесех знаменноносный» «присный ученик» преподобного Сергия. По мнению исследователей, Исаакий поддержал Сергия, когда игумен вводил в монастыре общежительный устав. Исследователи полагают, что в середине 1377 г. – раньше февраля 1378 г. ученик добивался возвращения игумена из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря. Вернувшись в Троицкий монастырь, преподобный Сергий предложил Исаакию возглавить Киржачскую обитель, но Исаакий отказался. При этом ученик попросил Сергия благословить его на подвиг молчальничества. На следующий день у северных ворот монастыря, когда Сергий благословлял Исаакия принять этот обет, Исаакий заметил, как «некыи велик пламень изшедшь от руку его» и окружил Исаакия. С тех пор Исаакий молчал «по вся дни живота своего» до кончины. Он подвизался «великым въздръжанием, тело свое удручаа ово постом, ово же бдением, ово же млъчанием», спасаясь от «страсти» молитвами преподобного Сергия. Исаакий был книгописцем. В описи имущества Троице-Сергиева монастыря 1642 г. отмечены две книги, переписанные святым: «Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчальниково» и «Псалтырь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчальника». В первой и третьей (по Б.М. Клоссу) Пахомиевых редакциях Жития преподобного Сергия сохранились сведения о том, что Исаакий был свидетелем некоторых чудес и видений, имевших место в обители. Во время совершения богослужения преподобным Сергием, преподобным Стефаном и св. Феодором Симоновским Исаакий видел, как монахам в алтаре сослужил некий благообразный священник – «незнаема и цветяше образа его красота». Исаакий рассказал об этом преподобному Макарию Радонежскому, который также видел незнакомого священнослужителя и высказал предположение, что тот приехал в Троице-Сергиев монастырь вместе с Боровско-Серпуховским князем Владимиром Андреевичем, Храбрым (поскольку обитель перешла под покровительство князя в 1372 г., видение исследователи датируют временем между этим годом и концом 1377 г. – февралём 1378 г., когда Исаакий принял обет молчальничества). Монахи спросили княжеского боярина: «Имат ли попа князь, с ним приехавша?» – и получили отрицательный ответ. Тогда Исаакий и Макарий обратились к преподобному Сергию, и тот открыл, что троицким инокам сослужил ангел.

 



 
PR-CY.ru