ИНТЕГРИЗМ

ИНТЕГРИЗМ (от лат. «integer» – «целостный, неизменный») – направление в религиозной и социально-политической мысли, для которого характерны неприятие в религиозной сфере модернизма, а в социально-политической – либерализма, секуляризации общества и отделения церкви от государства. Понятие «интегризм» часто используется для обозначения различных форм современного религиозного консерватизма и радикализма. Характерный для интегризма призыв сохранять в целостности и неизменности вероучительные положения религии, а также традиционные формы общественной жизни с доминирующей ролью в ней религиозных организаций часто приводит к отождествлению интегризма с другими идеологическими направлениями – с религиозным фундаментализмом, клерикализмом, традиционализмом (нередко говорится о «протестантском интегризме», об «исламском интегризме», об «интегризме в иудаизме» и др.). Некоторые исследователи полагают, что подобное смешение понятий некорректно, т.к. приводит к размыванию внутреннего смысла и затемнению характерных особенностей, присущих каждому из данных явлений, поэтому понятие «интегризм» следует применять исключительно к явлениям в католической церкви. Данный подход позволяет исследователям выделить в католическом интегризме особые, присущие ему черты: помимо требования неизменности католического вероучения и пастырской практики (антимодернизм) значительное внимание уделяется вопросам социального учения католической церкви, где он выступает антагонистом по отношению к так называемому либеральному католицизму, христианской демократии и христианскому социализму. Изначально являясь реакцией на социальные изменения в западноевропейском обществе XVIII–XIX вв., католический интегризм отвергает систему ценностей и идеалы Французской революции 1789–1799 гг., рационализм, натурализм и индивидуализм, проистекающие из философии Просвещения, либеральные принципы государственного устройства (свободу совести и культов, безрелигиозное светское образование, свободу печати, законодательное разрешение разводов и т.д.), противопоставляет им идею «социального царства Иисуса Христа», т.е. государства (даже с демократической формой правления), законодательство которого основано на социальной философии томизма и признаёт права и преимущества католической церкви. Являясь идейным преемником ультрамонтанства, католический интегризм абсолютизирует власть Папского престола и фактически распространяет католическое учение о папской безошибочности (непогрешимости) не только на вопросы веры и морали, но и на социальное учение, отрицая возможность каких-либо изменений доктрины Римских пап XIX – середины XX вв. применительно к современным условиям. Католическому интегризму также свойственно стремление к формированию единой активной позиции католиков в политике и обществе по различным социально-этическим и биоэтическим проблемам (например, движению против абортов, эвтаназии, разводов, гомосексуализма и т.д.). События Французской революции 1789 г. с самого начала вызвали негативную реакцию Папского престола. В бреве «Quod aliquantum» (1791 г.) к епископам французского Национального собрания папа Римский Пий VI осудил принципы «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.).

 



 
PR-CY.ru