ИППОЛИТ

ИППОЛИТ (первая половина III в.) – мученик Римский (память 13 августа). Об Ипполите как о пресвитере Римской церкви впервые упоминается в «Каталоге папы Либерия» и в древнейшем римском календаре «Depositio martyrum», которые входят в состав Хронографии 354 г. («Календарь Филокала»). Согласно «Каталогу папы Либерия», в 235 г., при императоре Александре Севере (222–235 гг.), Ипполит вместе с Римским епископом (папой) Понтианом был сослан на остров Сардиния. Понтиан скончался в ссылке 28 сентября. О смерти пресвитера в «Каталоге папы Либерия» не сообщается, однако в IV в. существовало представление о том, что он принял мученическую кончину. В «Depositio martyrum» под 13 августа указана память Ипполита в катакомбах на Тибуртинской дороге и Понтиана в катакомбах Каллиста (Ypoliti in Tiburtina et Pontiani in Callisti). Поскольку Ипполит и Понтиан имеют общий день памяти, исследователи полагают, что пресвитер также умер в ссылке, и его останки были возвращены в Рим вместе с останками епископа (согласно «Liber Pontificalis», тело Понтиана было погребено Римским епископом (папой) Фабианом (236–250 гг.) в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста). Более подробное изложение предания о пресвитере Ипполите содержится в эпиграмме Римского епископа (папы) Дамаса I (366–384 гг.), текст которой был помещён в усыпальнице Ипполита. Согласно этому источнику, Ипполит был приверженцем новацианской схизмы, однако впоследствии примирился с церковью и претерпел мученическую кончину. Новацианский раскол возник в связи с избранием епископа (папы) Корнелия (251–253 гг.), следовательно, мученичество Ипполита исследователи относят к правлению императора Валериана (253–260 гг.). Причисление Ипполита к новацианам исследователи объясняют недостаточными знаниями об истории Римской церкви первой половины III в., а также актуальностью идей новацианской схизмы в эпоху Дамаса. В начале V в. версия из эпиграммы Дамаса получила дальнейшее развитие в посвящённом Ипполиту 11-м гимне Пруденция в сборнике «Венцы мучеников». Испанский поэт, посетивший усыпальницу Ипполита во время паломничества к гробницам Римских святых, вкладывает в уста мученика речь, в которой Ипполит отрекается от «проклятых расколов Новата» и призывает учеников вернуться в лоно церкви. Пруденций рисует картину ужасных пыток, которым палачи подвергали множество христиан по приказанию нечестивого судьи. Отправив мучеников на казнь, судья приступил к допросу Ипполита, которого разъярённая толпа требовала предать мучительной смерти. Едва узнав его имя, судья велел привязать Ипполита к двум коням и разорвать на куски. Описание кончины Ипполита у Пруденция не имеет соответствий с эпиграммой Дамаса. По мнению исследователей, оно восходит к греческому мифу об Ипполите, сыне Тесея, известному по трагедиям «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки, а также по «Метаморфозам» Овидия. Одновременно с версией, изложенной Дамасом и Пруденцием, в латинской агиографической традиции возникло новое представление об Ипполите как о мученике-воине, пострадавшем вместе с Римским епископом (папой) Сикстом II и диаконом Лаврентием (ум. В 258 г.).

 



 
PR-CY.ru